Рассмотрена актуальная проблема развития сельских поселений (агрогородков Беларуси). Проанализированы нормативные документы в области градостроительства с целью определения места и значения социально-демографических факторов для обеспечения устойчивого территориального развития и успешной реализации основных направлений государственной градостроительной политики Беларуси.

Ключевые слова: градостроительство, планировка, сельские поселения, агрогородки, планировочная структура, устойчивое развитие агрогородков.

В настоящее время территориальное развитие сельских поселений определяется одной из важнейших государственных задач, ставящей целью – повышение уровня жизни сельского населения Республики Беларусь, занятого в  одной из приоритетных отраслей страны – сельском хозяйстве. Реализация основных направлений государственной градостроительной политики Беларуси на 2011 – 2015 годы [1] подкреплена государственными программами социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы и устойчивого развития села на 2011–2015 годы, и обеспечивается градостроительными нормативно-правовыми документами [2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11].

Государственная схема комплексной территориальной организации Республики Беларусь (ГСКТО) является главным градостроительным документом страны, в котором приведены ключевые показатели и прогнозы по устойчивому развитию республики. Опыт работы согласно основным положениям ГСКТО дает возможность осуществлять мониторинг развития населенных пунктов и на основе полученных данных оперативно принимать меры по улучшению качества жизни. Для этого используется региональный уровень управления, позволяющий максимально эффективно использовать возможности регионов с учетом специфики климатических, экономических, человеческих ресурсов. Такая схема территориального планирования имеет отличие от развивающейся сегодня в России системы градорегулирования, ориентированной на главенствующую роль органов местного самоуправления при разработке генеральных планов и правил землепользования и застройки [12].

Разработка проектов планировки жилых территорий должна учитывать: величину и роль населенного пункта в системе расселения; особенности сложившейся планировочной структуры; социально-демографические особенности населения; экологические и санитарно-гигиенические условия; противопожарные требования; трассировку существующей улично-дорожной сети; сложившуюся систему обслуживания и размещение общественных объектов; композиционные и эстетические требования к облику отдельных жилых, общественных и производственных зданий и застройки в целом [8]. Архитектурно-планировочные решения сельского населенного пункта должны обеспечивать  удобство проживания и обслуживания, экономичность архитектурно-планировочных решений, долговечность архитектурно-планировочных решений [13].

Комплексы обслуживания в малых городских и сельских поселениях районов должны включать объекты обслуживания, обеспечивающие предоставление полного набора услуг периодического и повседневного спроса населению, проживающему в административных границах поселения и прилегающих территорий в пределах транспортной доступности [8]. Инженерное благоустройство сельских поселений предусматривает прокладку только сети электроснабжения [9], как минимального необходимого уровня инженерного оборудования.

Анализ нормативных документов показал:

отсутствие указаний, регламентирующих разработку генеральных планов сельских поселений;

—                 не определено место социологических исследований для выполнения проектов генеральных планов сельских поселений.

—                 требования к уровню инженерного оборудования усадебных районов сельских поселений не отвечают современному уровню жизни;

—                 упущены вопросы, связанные с перспективой развития агрогородков.

Следует отметить, что архитектурно-планировочные решения уже существующих агрогородков представляют результат исторического формирования населенного пункта, в определенных природно-климатических условиях, сложившийся под влиянием национальных традиций организации поселений, социально-экономических факторов развития государства и региона.  Поэтому при проектировании мероприятий по архитектурно-планировочной реконструкции села изначально следует обращать внимание на социальную среду существования будущего объекта, с целью его эффективного и полноценного функционирования в динамике общественных отношений [14,15].

Сложившаяся сегодня в Беларуси ситуация характеризуются тем, что численность сельского населения постоянно уменьшается и на сегодняшний момент составляет около 23,7% городского. Одними из причин нежелания молодежи закрепиться на селе являются неустроенность быта, отсутствие развитой рекреационной инфраструктуры, комфортной в физическом и психологическом отношении среды жизнедеятельности в целом. С другой стороны, например, в России, где доля сельского населения составляет 27%, наметилась тенденция переселения городских жителей в сельскую местность. При этом, как показывают результаты анкетирования, выполненные в МГСУ, эта часть населения имеет высшее образование, и предполагает вести подсобное сельское хозяйство и заниматься трудовой деятельностью в удаленном доступе [16] . Это означает, что жители села предполагают как минимум два источника заработка, что соответствует и результатами переписи населения РФ 2002 г.

Эти данные показывают, что социальная характеристика жителей села имеет существенные отличия от данных, полученных ранее до образования независимых государств Россия и Беларусь, поэтому планирование развития агрогородков в Беларуси и сел в России необходимо проводить на основе новых данных о социальных потребностей сельских жителей.

Любой населенный пункт, город или село – это социо-природно-техногенная система, и её устойчивое развитие возможно только при соблюдении равновесия составляющих подсистем. При этом ни один населенный пункт не может существовать без людей, населяющих их. Несмотря на это, в нормативах на градостроительное проектирование отсутствует социально-экономическая оценка. Оценка вариантов проектов планировки и застройки населенных мест проводится на основе технико-экономических показателей (табл. 1):

Табл. 1. Технико-экономические показатели градостроительного проекта

Наименование Ед. изм.
Территория города, агрогородка, села, в том числе: 

селитебная территория;

промышленная территория;

земли сельскохозяйственного назначения;

коммунально-складская территория;

территория внешнего транспорта;

зона отдыха.
га
Население тыс. чел.
Средняя жилая обеспеченность м2/чел.
Жилищный фонд тыс. м2
Максимальные временные затраты на поездки
Объем жилищного строительства м2
Объем строительства зданий административно-хозяйственного назначения м2
Инженерная подготовка территории
Инженерное оборудование
Улично-дорожная сеть

Очевидно, что технико-экономические показатели не содержат социально-экономических характеристик, предполагается, что они учтены при составлении нормативов, приведенных в СНиП, ТКП, Региональных нормативах градостроительного проектирования, которые содержат укрупненные нормативы. Однако динамика развития общества весьма стремительна, поэтому для устойчивого развития территорий агрогородков и сельских населенных пунктов необходимо определить социально-экономические критерии градостроительных проектов, способные дать объективные оценки.

Получить эти оценки возможно на основе социально-экономического планирования, которое должно содержать следующие сведения:

—                 прогноз численности населения и его половозрастной структуры для определения расчетной численности населения, выявления численности трудоспособного населения и согласования ее с экономическим прогнозом потребности в трудовых ресурсах;

—                 прогноз уровня образования населения и необходимость создания рабочих мест, соответствующих потребностям социума;

—                 прогноз личных и общественных потребностей социума для расчетов емкости учреждений социально-бытового обслуживания, торговли, мест отдыха;

—                 определение численности населения детских возрастов – школьников и дошкольников – для выявления потребности в детских школьных и дошкольных учреждениях.

—                 прогноз семейной структуры населения для обоснования необходимой номенклатуры жилья, размеров земельных участков на перспективу.

Эти данные должны служить основой разработки модели социально-экономического развития сельского поселения и обоснованием при разработке правил землепользования и застройки, включающих градостроительные регламенты, которые могут стать инструментом реализации программы устойчивого развития территории агрогородков.

Библиографический список:

  1. Основные направления градостроительной политики Республики Беларусь на 2011–2015 годы. – Минск: Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь, 2011. – 72 с.
  2. СНБ 3.01.03-98 Государственный градостроительный кадастр. Порядок зонирования и установления регламентов градостроительного развития и использования территорий – Минск: М-во архитектуры и строительства Респ. Беларусь, 1999. – 37 с.
  3. Градостроительная доктрина Республики Беларусь: Основные положения (проект). – Минск: Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь, 2003. – 52 с.
  4. Государственная схема комплексной территориальной организации Республики Беларусь.
  5. Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности Республики Беларусь».
  6. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы.
  7. Государственная программа устойчивого развития села на 2011—2015 годы [Текст] / отв. исполн. А. П. Курдеко. – Горки: БГСХА, 2012. – 99 с.
  8. ТКП 45-3.01-116-2008. Градостроительство. Населенные пункты Нормы планировки и застройки. – Минск: М-во архитектуры и строительства Респ. Беларусь, 2009. – 64 с.
  9. ТКП 45-3.01-117-2008. Градостроительство. Районы усадебного жилищного строительства. Нормы планировки и застройки. – Минск: М-во архитектуры и строительства Респ. Беларусь, 2009. – 20 с.
  10. ТКП 45-3.01-118-2008. Градостроительство. Схема комплексной территориальной организации региона (области, района, группы районов). Правила проектирования. – Минск: М-во архитектуры и строительства Респ. Беларусь, 2009. – 16с.
  11. Методические рекомендации по разработке схемы проекта планировки территорий индивидуального жилищного строительства с формированием первичной инженерно-транспортной инфраструктуры.
  12. Щербина Е.В. Актуальные аспекты развития системы градорегулирования в условиях рыночной экономики. / Международный научно-технический журнал «Недвижимость», №1, 2011г., с.42 — 45.
  13. Огарков А.П. Социально-экономическое развитие и обустройство села. – М.: РАСХН, 2007. – 398 с.
  14. Малков И.И. Архитектурно-планировочная структура агрогородков – отражение преемственности традиций и новых социально-экономических условий // Вестник Брестского государственного технического университета: научно-теоретический журнал – 2008. – № 1. – С. 15–19.
  15. Кольчевский Д. В. Градостроительные предпосылки и условия формирования агрогородков на северо-востоке Республики Беларусь // Молодежь в науке ― 2007: материалы международной научно-практической конференции молодых ученых (г. Горки, 4-5 октября 2007 г.) / [редколлегия: А. Р. Цыганов, М. В. Шалак (ответственные редакторы) и др.] – С. 131-135.
  16. Щербина Е.В., Метёлкин Н.А. «Использование результатов социологического опроса для обеспечения устойчивого развития сельского поселения». Материалы 3-й междунар. науч. -практ. конф. 9-10 апреля Проблемы инновационного биосферно-совместимого социально-экономического развития в строительном, жилищно-коммунальном и дорожном комплексах. Т.2/ Брян. гос. инженер. -технол. акад.; Брянск, 2013. – С. 295-301.

Ссылка на статью поможет Вам в работе!

Щербина Е.В., Горбенкова Е.В. «Значение социально-демографических факторов для устойчивого развития агрогородков» / «Научное обозрение», №9,с. 128 – 131, код доступа

http://www.sced.ru/ru/index.php?option=com_content&view=article&id=8:2010-02-08-13-59-28&catid=29&Itemid=2

 

Поделись:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки