Сергей Николаевич Чернышёв

Часть 2: Советский период.

Последние десятилетия императорской России отмечены развитием капиталистического хозяйства. В это время всё более широкие массы в народе хотели стать господами-европейцами. Рост индивидуального потребления, умноженный на рост численности населения, привёл к необходимости разделить землю, уходить от общественного владения, извлекать из недр ископаемые горючие – уголь, нефть, газ и другие материалы. Созданные излишки изделий привели к распространению роскоши и заметному неравенству. С целью передела власти, славы, земли и имущества генералами и думской верхушкой был совершён переворот в феврале 1917 г., а потом захват власти большевиками в октябре 1917 г. К власти пришли люди далёкие от национальных традиций природопользования и далёкие от Бога.

В этот период, на новом витке диалектической спирали мировоззрение технической интеллигенции и правящей партийной олигархии, их взгляд на природопользование характеризуется двумя особенностями. Первая – человек-правитель возвысился над всеми. В отсутствие Бога он стал единовластным хозяином мира, которому всё дозволено. Это было уродливое развитие христианского взгляда на главенство человека, который Богом был возвышен надо всем миром, но оставлен в подчинении Богу.

Вторая особенность советского периода – возврат к языческому взгляду на человека как одно из животных.

Рассмотрим первую особенность эпохи, потом – вторую. Революционер, возвысившийся над миром, освободившийся от Бога, от 8-ой заповеди Ветхого Завета «не укради», провозгласил лозунг: «Грабь награбленное», под которым осуществлялся передел собственности, часто со сломом системы хозяйствования, с гибелью результатов труда предыдущих поколений. Последнее особенно характерно при захвате церковной собственности. Покончив с капиталистами, кулаками, середняками, сложившаяся советская власть провозгласила лозунг: «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у неё наша задача». С ним пошло безудержное наращивание темпов эксплуатации природной среды без оглядки на её охрану. Это была хищническая эксплуатация, которая не прекращается и теперь.

Хищник убивает жертву, берёт лакомое и оставляет труп, его находят другие животные и потребляют, очищая жизненное пространство. В природопользовании хищничество, когда на лесосеке оставляют вершины, сучки, высокие пни, глубокие колеи от машин; когда в недрах остаётся нефть, если её трудно и дорого извлечь; когда в погоне за урожаем из-за излишнего полива и подъёма уровня грунтовых вод засоляют почву; когда над землёй оставляют пустую породу в терриконах; когда в погоне за дешёвой электроэнергией затопляют неочищенные от леса территории. Всё это происходило в советский период. К примеру, Братская ГЭС построена в очень выгодных природных условиях, от Бога предназначенных для получения дешёвой возобновляемой электроэнергии. Параллельно с ГЭС было создано необходимое для её работы водохранилище, одно из крупнейших в мире по площади. Тайга перед затоплением не была сведена. На это не хватило времени и денег. Она ушла под воду. В результате вода, прозрачная вода Ангары, была загрязнена так, что по радио для сёл расположенных ниже плотины объявляли: не пейте воду из Ангары. За один месяц исчезло стадо осетровых, которые составляли значительную часть питания приангарских крестьян. Я жил тогда в 250 км ниже плотины. В Братске тогда говорили, что немцы из ФРГ предлагали очистить водохранилище бесплатно, точнее, в уплату взять лес, который ушёл под воду, но Н.С. Хрущев не согласился. Хищничество в советский период было не от неумения, как в древности, а от небрежения к богоданному богатству природы.

Вторая особенность советского периода – возврат к языческому взгляду на человека как одно из животных. Такое понимание положения человека в мире привело к изменению взгляда на семейные отношения, которые уже больше не регулировались ни новозаветным законом, ни ветхозаветными заповедями 7-й и 10-й. В двадцатых годах прошлого века развернулась кампания против семейных отношений, значительно позже, отбросив общечеловеческие представления о преступлении и 6-ую заповедь «не убий», были легализованы аборты. Подсознательное смешение человека с животными выразилось и в языке. В бульварном жаргоне к собакам более не применяли нарицательные сука и кобель. Чаще так стали называть соседей и сослуживцев, иногда не без оснований. Щенков же стали называть девочками и мальчиками, конечно, от большой любви к животным. Можно было слышать, что они лучше людей: не обижают, хранят верность. Так было в быту.

В официальной науке и государственной политике также состоялось смешение людей с животными. Я не говорю об условиях, в которых людей заставляли жить в концентрационных лагерях, и не только в лагерях. Идеология правящей олигархии с отказом от Бога приравняла человека к животному. Это произошло в форме принятия за догму гипотезы о происхождении человека от обезьяны. В науке объединение человека с животными до сих пор выражено в экопирамиде (рис. 1) и трофической цепи, которые есть во всех учебниках экологии. Человек и всеядные животные объединены по принципу питания в один класс «Консументы II рода». Нам это представляется неверным. Православный христианин, католик и христиане некоторых других конфессий потребляют нечто, совершенно недоступное животным. В евангелии от Иоанна (Ин 6:48-56): «Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли. Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сошедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть моя истинно есть пища, и Кровь моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем».

 

Рис. 1. Традиционная экопирамида

В последующих строках Евангелия говорится, что не все могли понять и принять эти слова. Произошло разделение даже между учениками Иисуса Христа. «С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин 6: 66). И это разделение утвердилось на все времена.

Рис. 2. Экопирамида с отделение человека от животных в верхний уровень.

Итак, человек отличается тем, что он причащается Плоти и Крови Христа Спасителя, он принимает крещенскую воду, антидор, артос, просфору, помазуется миром. Всё это отделяет от животных. С этой пищей человек обретает Духа Святого и становится связующим звеном между миром духовным и материальным: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин 6:56). Господь для того вочеловечился, чтобы восстановить связь духовного и материального мира. Это тривиально для богословия, но ново для экологии. Вследствие сказанного необходимо при вершине экопирамиды над консументами II выделить пространство для человека (рис. 2). Наше дополнение к экопирамиде этим не ограничивается. Над пирамидой материального мира мы поместим пирамиду мира духовного (рис. 3). Они соприкасаются в области, где находится человек. Материальная пирамида базируется на косном и биокосном веществе. Это вода, воздух, почва и все минеральные и органические вещества, в них содержащиеся – всё, чем питаются растения, названные в данной ассоциации продуцентами. Материальная пирамида населена продуцентами, консументами и людьми. Духовная пирамида населена душами святых и ангелами. У вершины её, которая в самом низу (пирамида перевёрнута!) находится человек духовный. В основании, которое покрывает её сверху, находится Бог. Всё тварное таким образом «в сени крылу». Бог питает сверху вниз своей любовью ангелов, святых и духовных людей, а через них, через людей, питает любовью всё материальное, живое. Через людей Бог управляет миром. Мы знаем, что духоносные старцы могут руководить не только духовной жизнью человека, но даже и его хозяйственной деятельностью. Впрочем, Бог управляет миром не только через человека, но шлёт ему свою любовь и подаёт в нужный момент питание помимо человека. Об этом в псалме 103, ст. 27 и 28. Отказ в советский период от духовного руководства свыше привел к многочисленным ошибкам в экологической политике, к утратам в природной среде громадным в сравнении с утратами предыдущих тысячелетий. Но страна наша велика и в большей части покрыта устойчивыми природными системами, поэтому природа наша ещё богата.

Рис. 3.  Схема управления биосферой

 


 

Поделись:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки