Мнение специалиста:   Агасьянц А.А., профессор. Проблема:

— неудовлетворительное состояние градостроительной нормативно-методической базы проектирования городских и сельских поселений;

 — несовершенство законодательных и терминологических понятий;

 — отсутствие статистической отчётности, баз данных, обследований;

 — отсутствие профессионального печатного органа по проблемам градостроительства, системам городской и региональной инфраструктуры в РФ.

Актуальность.

Градостроительство в России переживает один из самых сложных периодов своего развития. С одной стороны в разы увеличились объёмы жилищного и общественного строительства, в меньшей степени, но практически повсеместно осуществляется развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, значительно выросло понимание значимости решения социальных и экономических проблем. Вместе с тем наблюдается не обдуманная политика развития городов, подчинение общенародных интересов коммерческим, корпоративным. Не находит решения проблема миграции населения как внутри страны, так и в части стран ближнего и дальнего зарубежья, что приводит к возникновению конфликтов, к обострению социально-экономических отношений, к снижению качества жизни городского населения.

По оценкам международных организаций из 215 крупнейших городов мира с учетом комплексных критериев качества жизни (доходы населения, продолжительность жизни, жилищная и рекреационная обеспеченность, качество воды, стоимость социального пакета и др.) Санкт-Петербург занимает 196, а Москва – 205 место, опустившись в списке городов за последние годы на десяток пунктов.

Наиболее наглядно недостатки в развитии городов проявляются в организации медицинского, социально-бытового, транспортного обслуживания населения. Жители городов, поселений пригородных зон ежедневно затрачивают многие часы личного времени при поездках на работу, при возвращении домой, при посещении мест загородного отдыха. Полный произвол в застройке городов, в сохранении памятников истории, архитектуры и культуры, в использовании территории, запущенность в системе ЖКХ обусловлены групповыми интересами чиновников, как правило, не имеющих специального образования. Чуждые проявления в градостроительной деятельности стали характерными приметами настоящего времени. Основная причина такого положения заключается в низкой культуре, в отсутствии профессионализма кадров, допущенных к управлению развитием городов. В результате искажения действительного состояния в городах, завуалированного показушными проектами архитектурных комплексов ослабло внимание государства к проблемам развития населённых мест, к управлению функциональными процессами градостроительства, к подготовке квалифицированных кадров в области территориальной организации, градостроительного планирования и эксплуатации инженерных систем.

Удовлетворение потребностей человека в реализации интеллектуальных и физических способностей, в жилье, питании, медицинской помощи, в необходимых для этого пешеходных и транспортных перемещениях по территории районов, поселений и загородным пространствам требуют постоянного участия специалистов, владеющих знаниями истории, культуры, национальных обычаев. Города, городские поселения, их разнообразные формы развития, определяемые географическими, природными условиями, историческими и культурными традициями, уровнем экономического и социального потенциала – являются материальным выражением цивилизованности сообщества, его способности к дальнейшему повышению уровня благосостояния или, напротив, неизбежной деградации.

Каждому уровню развития поселений, их зрелости и состояния должен соответствовать свой круг задач, обосновать которые и обеспечить успешную реализацию способны специалисты, обладающие широким кругозором, профессиональными знаниями и интуицией, современной теоретической подготовкой и практическими навыками. Имеющие место экологические, социальные, транспортные проблемы в городах показывают на неспособность современного управленческого и хозяйственного аппарата осуществлять эффективное, безопасное и устойчивое развитие городов. Дефицит, а точнее отсутствие специалистов- градостроителей приведёт хаотичное развитие городов и сельских поселений к самоуничтожению (проблемы чрезмерной плотности населения, неуправляемой автомобилизации, обеспечения качественной водой, чистоты воздуха, очистки территории, транспортных передвижений, безопасности проживания и др.). При первой возможности жители начнут покидать города, переселяться в пригороды и более отдалённые районы. Активизируется процесс дезурбанизации, что ещё более обострит транспортные проблемы.

В новом Градостроительном кодексе РФ понятие «город» вообще не раскрывается и используется крайне редко, а такие понятия как «агломерация», «транспортные системы городов» отсутствуют вовсе. Зато введены новые формы: «населённые пункты в составе поселения» или «городской округ на основе группы поселений». В чём их отличие от агломераций, взаимосвязанных населённых мест, широко используемых специалистами в градостроительной литературе в предшествовавший период? Каковы параметры и особенности функционирования таких образований? Вопросы остаются открытыми. И это в стране, где более 70% населения являются горожанами, из которых большинство ежедневно пользуется для поездок пассажирским транспортом, требующим обширных территорий и затрат на организацию перевозок. Не меньшие огрехи содержатся в законе «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ», принятом в конце 2007года, в котором вообще исключено понятие «улицы», а все наземные пути сообщения названы «дорогами».

Сказанное выше отражает общий образовательный уровень в стране и по глубокому убеждению менять следует не столько форму обучения (один, два или три уровня – они все могут иметь место в вузах), сколько содержание учебных программ и трудоёмкость дисциплин.

Бакалавр-градостроитель – специалист среднего звена, выполняющий вспомогательные задачи в области градостроительной деятельности, осуществляющий руководство звеньями, бригадами.

Инженер-градостроитель – специалист высокой квалификации, способный вести самостоятельные разработки, осуществлять решение сложных технических задач, являться руководителем секторов, отделов, входящих в крупные производственные подразделения.

Магистр-градостроитель – специалист высшего звена – обязан вести научно-практическую деятельность, возглавлять крупные научно-проектные подразделения, организации.

В отличие от отечественных вузов зарубежные студенты, в частности, инженеры-транспортники обучаются в специализированных институтах. Например, в Германии – в Институте дорог и транспорта Штутгартского университета, где вся подготовка направлена на достижение высокого профессионального результата. В России вообще отсутствуют подобные учебные заведения. Намечаемые изменения в вузах строительных специальностей нашей страны в связи с переходом на европейскую систему образования и неизбежный при этом пересмотр устоявшихся традиций в организационной и учебно-методической работе необходимо осуществить с учётом длительности переходного периода (не менее 10-15лет) и наименьшими потерями для студентов и профессорско-преподавательского состава.

Ныне действующая система высшего образования всегда исходила из практически обязательного условия – прямой заинтересованности студентов, их не отягощённости проблемами выживания, а всецело погружённых в процесс получения теоретических и практических знаний по выбранной специальности. Современная действительность выявляет такие возможности лишь для меньшей части студентов. Значительное число обучающихся, в особенности старших курсов, совмещают дневное обучение с постоянной или периодической работой, отнимающей много сил, здоровья и времени. Отсюда снижение успеваемости, падение общего уровня подготовки будущих специалистов. Проявление истинного интереса к специальности и профессиональный рост для большинства студентов происходит только на последнем этапе обучения – при разработке дипломного проекта. Представляется необходимым создать при выпускающих кафедрах научно-проекные группы с возможностью выполнения хоздоговорных работ и дополнительной оплатой труда работающих преподавателей, а также успешно обучающихся студентов. У первых и вторых должна быть заинтересованность и возможность работы. Нужна достойная оплата труда преподавателям, с учётом их выслуги лет, и достойная стипендия студентам. Только при этих решениях, возможно обеспечить качественную подготовку специалистов и получить эффект от реформы образования.

Градостроительство для большинства чиновников – управленцев и даже для работников образования высокого ранга представляется как что-то неопределённое, неосязаемое, находящееся за пределами их понимания. Не потому ли в 60-х годах так легко ликвидировали Академию архитектуры и строительства СССР, а восстановив её подобие в виде РААСН в 90-х годах убрали Комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое, специалисты которого совместно с учёными и специалистами центральных научно-исследовательских институтов выполняли громадную работу по разработке нормативных документов, по контролю и оказанию методической помощи на местах, рассмотрению и одобрению градостроительных проектов.

Произошедшее недавно восстановление в системе Минобразования РФ градостроительного направления можно воспринимать как положительное явление. Хотелось бы дождаться и создания самостоятельного Министерства строительства и градостроительства РФ или, что, по-видимому, лучше, Министерства развития и оборудования территорий и населённых мест РФ, аналоги которого имеются во всех развитых странах.

Президент РААСН А.П. Кудрявцев на прошедшем в мае 2008г. Общем собрании РААСН в г.Белгороде отмечал: «Развитие государства и общества должно начинаться с решения пространственной организации территории страны, как синтезирующего проекта, создающего сбалансированную систему взаимоотношения природной и искусственной среды жизнедеятельности. Решение градостроительных вопросов в силу своей комплексности обеспечивает баланс интересов функционирования различных отраслей экономики и обоснованно определяет приоритеты развития территорий».

Можно с уверенностью добавить, что заявленные правительством национальные проекты: «Здоровье населения», «Образование», «Доступное жильё» были бы намного успешнее, если бы были объединены единой стратегией развития территории, системы взаимосвязанных населённых мест. Но для этого надо иметь государственные структуры, комплексно управляющими этими процессами. Однако основной болевой точкой отечественного градостроительства является подготовка кадров, на что при благоприятных условиях требуется не менее 12-15лет (включая обучение в вузе). При этом подготовка специалистов должна осуществляться по учебным программам не менеджеров строительства, а по программам инженеров (магистров) градостроительства.

Государство, ослабив внимание к градостроительной деятельности, предоставило все права территориальным органам местных систем управления, не обеспечив их необходимыми кадрами. Ввиду неотвратимости возникновения в городах безвозвратных отрицательных ситуаций, неустанно ведущих к деградации и стагнации городов, а уже многое сделано именно в этом направлении, перед строительными вузами стоит острейшая задача создания на основе ещё действующих структурных элементов, полноценной системы подготовки профессиональных кадров с учётом необходимого комплекса инженерных специальностей градостроительного профиля: инженеров-планировщиков, инженеров-транспортников, экономистов и экологов, социологов, управленцев и др...

А.А. Агасьянц, проф., канд. техн. наук — Кафедра «Городского строительства и экологической безопасности» МГСУ.

Е-mail
agassiants@rambler.ru

А.А. Агасьянц, проф., канд. техн. наук — Кафедра «Городского строительства и экологической безопасности» МГСУ.

Тел. 8 (495) 183 4629, Е-mail agassiants@rambler.ru

Опубликовано:

Актуальные задачи и перспективы городского строительство и хозяйства// Сборник научн. Трудов. – Вып. 2. – М.: Прима-пресс Экспо, 2009. – 224. Стр. 54 — 57.

Поделись:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки