Размеры элементов поперечных профилей улиц определяются в зависимости от их категории в соответствии с действующими нормативными документами:1.СНиП 2.07.01–89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. – М. : ФГУП ЦПП, 2004. – 56 с.
2. Руководство по проектированию городских улиц и дорог / Центр. ин-т и проектный ин-т по градостроительству Госгр ажданстроя. – М. : Стройиздат, 1980. – 222 с.
3. СНиП 2.05.02–85*. Автомобильные дороги. – М. : ФГУП ЦПП, 2005. – 54 с.
Поперечным профилем улицы называется разрез плоскостью, перпендикулярной к ее оси, выполненный на определенном участке.
На профиле указывают наименование всех элементов и их ширину, значение и направления поперечных уклонов, высотное  взаимоположение элементов, показывают инженерные сети (приведенные в задании), элементы озеленения и освещения, дорожные и тротуарные одежды. Поперечный профиль вычерчивается в масщтабе 1:100.
В таблице приведены обобщенные данные технических норм проектирования улиц.
Основные технические характеристики улиц определяются расчётом и назначаются в соответствии с требованиями норм [1,2].  Состав и количество элементов  поперечного профиля, их взаимное расположение определяются особенностями прилегающей застройки, рельефом местности, интенсивностью транспортного и пешеходного  движения, видами транспорта, наличием инженерных коммуникаций и  зелёных насаждений, с учётом санитарно-гигиенических требований и требований снижения отрицательного воздействия транспорта на окружающую среду.
Ширина улиц в «красных линиях»  назначается в зависимости от принятой категории улицы с учётом типовых поперечных профилей.
Количество полос движения проезжей части в обоих направлениях определяется расчетом в зависимости от проектной интенсивности движения с учетом рекомендуемых нормативных значений, приведенных в таблице.
Принимаются минимум две полосы  движения (по одной в каждом направлении), если по расчёту получается более четырёх полос движения в одном направлении, то необходимо  устраивать боковой проезд на часть интенсивности движения, которая не вошла в основную.
При интенсивности движения автобусов и троллейбусов более 40 ед./ч на  магистральных улицах в городах с населением свыше 100 тыс. человек  следует предусматривать крайнюю полосу шириной 4 м.
Ширина центральных разделительных полос и разделительных полос между элементами поперечного профиля принимаются в зависимости от  категории улиц согласно [2, табл. 9 и п. 3.16 – 3.18].
Ширина технических полос определяется в зависимости от  числа и типа размещаемых  подземных и надземных сооружений и требований озеленения  согласно [2, п. 12 и 13]. Допускается назначить ширину полосы из условия минимальной рекомендуемой: 5 – 10 м –  для магистральных дорог скоростного  движения; 8 – 12 м –  для магистралей регулируемого движения и общегородских; 5   – 8 м –  для районных магистралей.
Ширина пешеходной части тротуаров определяется по формуле:
В = bnтр, м,
где b – ширина одной полосы пешеходного движения, равная 0,75 м; nтр – требуемое количество полос тротуара, которое рассчитывается по формуле:
nтр = Nпеш / Pпеш , шт.,
где Nпеш – интенсивность движения пешеходов, человек/ч; Рпеш – пропускная способность одной полосы движения тротуара, человек/ч [2, табл. 21].
Ширина тротуара принимается не менее значений, указанных в [2, табл. 9].
Для обеспечения отвода поверхностных вод всем элементам улицы придаются поперечные уклоны в  сторону лотков.
Величины поперечных уклонов должны  составлять: на полосах проезжей  части – 15 – 25 ‰; на  тротуарах – 10 – 15 ‰; на разделительных и озеленительных полосах с  грунтовым покрытием – 5 – 15 ‰ [2, п. 4, табл. 40].
На чертеже поперечного профиля указывают наименование всех элементов и их ширину, величины и направления поперечных уклонов, высотное взаиморасположение элементов, показывают инженерные сети (приведены в задании), элементы озеленения и освещения, дорожные и тротуарные одежды. Пример оформления поперечного профиля приведён на рисунке.
Рис. Пример типового поперечного профиля общегородской магистрали
регулируемого движения (размеры всех элементов даны в метрах):
1 – основная проезжая часть; 2 – боковые и местные проезды;
3 – предохранительные полосы; 4 – тротуары; 5 – разделительные полосы и полосы озеленения; ККТ – коллектор электрических и телефонных кабелей; К – канализация; В – водопровод; В – К – водопровод и канализация; ГНД – газопровод низкого давления.
По построенным поперечным профилям для проектируемых улиц определяют их ширину в «красных линиях», которая зависит от ширины и количества элементов поперечного профиля и составляет для магистральных дорог – 50 – 75 м; магистральных улиц – 40 – 80 м; улиц и дорог местного значения – 15 – 25 м.
Эталон поперечного профиля улицы приведен в Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях  Российской Федерации РДС 30-201-98.
Поделись:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки