Лекция 11 Курс: «Муниципальное управление и территориальное планирование»

Тема 4. Управление социально-экономическим развитием муниципального образования

4.1. Муниципальное образование как социально-экономическая система

Основными свойствами муниципального образования как социально-экономической системы являются:

целостность – тесная взаимосвязь между подсистемами и элементами муниципального образования, требующая четкой координации действий и функций управления.

коммуникативность – тесная связь системы (муниципального образования) и внешней среды, обеспечивающая режим интенсивного обмена между ними.

устойчивость – способность инфраструктуры функционировать в автономном режиме, защищающем муниципальное образование от вероятностных ошибочных решений и негативных воздействий внешней среды, а также способность приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям (адаптивность системы).

самоорганизация – свойство социальных и социально-экономических систем, заключающееся в том, что люди для достижения общих целей должны договариваться между собой и способны ограничить свои частные интересы во имя достижения системных (общих) интересов. Самоорганизация муниципального образования как системы проявляется, построенной на принципах местного самоуправления, проявляется в формах прямого волеизъявления (например, на референдуме, решения которого обязательны для всех), а также в деятельности органов местного самоуправления, наделенных необходимыми полномочиями от имени населения.

слабая структурированность – означает, что состав подсистем и элементов муниципального образования, а также взаимосвязь между ними характеризуется определенной долей неопределенности, поэтому поведение такой системы плохо поддается строгому математическому описанию. Моделирование работы таких систем осуществляется методами системного анализа и имитационных моделей.

Государственное регулирование местного самоуправления имеет различные рычаги: законодательные, экономические, контрольные.

Самоуправление – это внутреннее воздействие, вырабатываемое самой системой. В Российской Федерации как демократическом государстве признается самоуправление территориальных единиц разных уровней.

К полномочиям органов местного самоуправления в соответствии с ФЗ № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. относится  принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования. К вопросам местного значения муниципальных образований различных типов относится:

  • разработка и утверждение схем территориального планирования муниципального района;
  • утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории;
  • разработка и утверждение генеральных планов развития поселений;
  • установка правил землепользования и застройки (ПЗЗ);
  • территориальное зонирование земель и контроль за их целевым использованием;
  • экологическая экспертиза и др. действия органов местного самоуправления, необходимые для реализации планов комплексного социально-экономического развития.

Население муниципального образования, его численность и демографическая структура играет определяющую роль в разработке планов социально-экономического развития. На основе информации о демографических показателях населения муниципального образования планируются объемы муниципальных услуг, сеть объектов социального обслуживания (объектов здравоохранения, дошкольных учреждений, учреждений образования и др.), определяют политику и приоритеты финансирования проектов.

Различают статические и динамические демографические показатели муниципального образования. К статическим демографическим показателям относятся показатели, фиксируемые на определенный момент времени:

  • общая численность населения;
  • количество трудоспособного населения;
  • половозрастная структура (в том числе количество детей разных возрастов и пенсионеров);
  • образовательный (квалификационный) уровень;
  • этнический состав;
  • структура занятости;
  • уровень безработицы;
  • уровень и качество жизни.

К динамическим демографическим показателям относятся изменения приведенных выше статических показателей, показатели рождаемости и смертности, естественный прирост, миграционное сальдо, темпы изменения безработицы и др.

Демографическая структура населения муниципального образования неоднородна и зависит от ряда факторов: территориальной расположенности поселения в структуре расселения страны, возраста поселения, производственной специализации, миграционных процессов и др. Демографическая структура сельского поселения имеет существенные отличия от структуры городского поселения. Следствием социально-демографической неоднородности населения является неоднородность его потребностей в социальных услугах муниципального образования.

Население как потребитель социальных услуг структурировано по домохозяйствам. Домохозяйство (дворохозяйство, крестьянский двор, домашняя группа, хозяйственная группа) — обособленная ячейка общества, в рамках которой происходит производство общественного продукта, его потребление, а также воспроизводство рабочей силы, то есть самого человека. Следует заметить, что в настоящее время доля домашнего труда в структуре валового национального продукта увеличивается, и в некоторых странах достигает 20-30%, и связана не только с производством сельскохозяйственной продукции.

Важно различать понятия «домохозяйство» и «семья»,  хотя их наиболее характерные признаки часто совпадают, более того, семья является ядром домохозяйства. Ключевые отличия этих понятий заключаются в том, что:

  • один человек может быть домохозяйством, но не может быть семьёй;
  • домохозяйство может состоять из людей, не связанных родственными отношениями;
  • деятельность домохозяйства включает в себя как ведение домашнего хозяйства, так и внешнее взаимодействие членов домохозяйства с другими субъектами в интересах домохозяйства.

Домохозяйства различаются по составу

на  полные: стандартные, многодетные, сложносоставные;

неполные: возрастные, мужские, женские, одиночные.

Полные стандартные домохозяйства состоят из двух взрослых членов семьи и не более двух несовершеннолетних детей, характеризуются высокой централизацией доходов и рационализмом потребительского поведения. Полные многодетные домохозяйства в отличие от стандартных характеризуются большим количеством детей, что определяет жесткие рамки бюджетного дефицита, ориентированного на приобретение товаров кратко- или среднесрочного использования. Женщины в таких домохозяйствах, как правило, не работают. Полные сложносоставные домохозяйства включают родителей и взрослых членов семьи (дедушки, бабушки), чем обеспечивают возможность освобождения женщины от домашнего хозяйства и трудовой занятости.

Неполные возрастные домохозяйства состоят из лиц пенсионного возраста, составляющих семейные пары. Потребительская корзина таких домохозяйств  определяется размером пенсий, зарплат, размерами приусадебного участка и др.

Неполные мужские или женские домохозяйства включают в себя неполные мужские или женские семьи, обремененные детьми.

Одиночные домохозяйства состоят из одного человека, проживающего в отдельномжилом помещении или части жилого помещения, обеспечивающего себя всем необходимым для жизни и не объединяющего средства для ведения общего хозяйства с кем-либо из других лиц, проживающих в данном жилом помещении.

Домохозяйство может быть коллективным (общественным). К такому виду домохозяйств относят лиц, проживающих в учреждениях постоянно или в течение длительного времени (общежития, школы-интернаты, дома и интернаты для престарелых, монастыри и др.).

Современные исследователи считают, что все домохозяйства можно разделить на семейные, внесемейные и общественные. Внесемейные и общественные домохозяйства не связаны между собой брачно-родственными отношениями, однако это не означает, что в будущем или в прошлом они не существовали или будут существовать как семейные хозяйства, так как воспроизводство человека невозможно без семьи. Кроме того, предполагается, что общественные домохозяйства не имеют индивидуальных бюджетов и общих потребительских расходов, подчиненных общим правилам.

Демографический состав населения и домохозяйств необходим для определения структуры жилищного фонда муниципального образования , определения количества и типов квартир по числу комнат и их площади. Рекомендации по типам квартир и верхних пределах их площади приведеныв СНиП 2.08.01-89* «Жилые здания» (табл.5), а соотношение типов квартир по числу комнат и площади для конкретных регионов и городов определяется местной администрацией с учетом демографических требований, достигнутого уровня обеспеченности населения жилищем и ресурсообеспеченности жилищного строительства.

Поделись:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки