Лекция 7.  Курс: Муниципальное управление и территориальное планирование"

Тема 2.

2.3. Муниципальный бюджет

Каждое муниципальное образование должно иметь местный бюджет – бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления. Бюджетный кодекс РФ определяет местный бюджет как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Это означает, что бюджет муниципального образования складывается из доходной и расходной частей.

Муниципальные образования также имеют право на получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации. При этом формирование и исполнение бюджета осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. Таким образом, бюджетная система Российской Федерации имеет четырехуровневую структуру:

  1. Бюджет РФ
  2. Бюджеты субъектов РФ
  3. Бюджеты муниципальных районов и городских округов
  4. Бюджет городов, сельских поселений

Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, находящихся в его составе, составляют консолидированный бюджет муниципального района.

Формирование местного бюджета основывается на методологии государственных минимальных социальных стандартов и социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти. Социальные нормы – показатели необходимой обеспеченности населения важнейшими жилищно-коммунальными, социально-культурными и другими услугами в натуральном и денежном выражении.

Самостоятельность формирования местных бюджетов заключатся в том, что рассмотрение проекта бюджета, его утверждение, контроль за его исполнением и утверждение отчета о его исполнении осуществляет представительный орган муниципального образования. К ведению исполнительных органов относятся составление проекта соответствующего бюджета, его исполнение и распоряжение его средствами. Контрольный орган муниципального образования осуществляет контроль за исполнение выделенных бюджетных ассигнований.

В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ, а также осуществляемых за счет этих доходов и субвенций программы. При недостатке собственных финансовых средств муниципальные образования вправе привлекать заемные средства. Заемные финансовые ресурсы могут привлекаться путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования и кредитов в порядке, установленном представительным органом муниципального образования.

Бюджет муниципального образования состоит из доходной и расходной частей. Доходы и расходы местных бюджетов формируются по статьям единой бюджетной классификации, установленной федеральным законом «О бюджетной классификации в РФ». Если доходная часть бюджета превышает расходную часть, то такой бюджет называется профитцитным, если доходная часть меньше расходной, то такой бюджет называется дефицитным. Для устойчивого развития муниципального образования необходимо формировать бюджет таким образом, что бы доходная часть бюджета превышать расходную, в этом случае образуется финансовая возможность направлять получающуюся разницу на программы перспективного развития.

Формирование бюджета

Доходная часть местных бюджетов – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов местного самоуправления.  Доходная часть бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, а также может включать финансовую помощь в виде дотаций, субвенций, средств фонда финансовой поддержки муниципального образования.

Собственные доходы – налоговые и неналоговые платежи, закрепляемые за местными бюджетами полностью или частично на постоянной основе федеральными законами или законами субъектов РФ, а также вводимые представительными органами местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и направляемые в местные бюджеты. Федеральным законом [6] (ст. 52) устанавливается, что доходам местных бюджетов относятся:

1)     средства самообложения граждан;

2)     доходы от местных налогов и сборов: земельный налог и налог на имущество физических лиц (Налоговый кодекс РФ, ст. 15);

3)     доходы от региональных налогов и сборов;

4)     доходы от федеральных налогов и сборов;

5)     безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней;

6)     доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

7)     часть прибыли муниципальных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и сборов;

8)     штрафы, установление которых в соответствии с федеральными законами отнесено к компетенции органов местного самоуправления;

9)     добровольные пожертвования;

10) иные поступления, предусмотренные федеральным законодательством и решениями органов местного самоуправления.

К другим собственным доходам местных бюджетов ( ст.7 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в РФ») относятся:

1)     доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;

2)     не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с государственной программой приватизации;

3)     доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений, и муниципальных земель;

4)     платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5)     доходы от проведения муниципальных денежно — вещевых лотерей;

6)     штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; государственная пошлина, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7)     не менее 50 процентов налога на имущество предприятий (организаций);

8)     подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

К собственным доходам местных бюджетов относятся также доли федеральных налогов, распределенные между бюджетами разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной. К указанным доходам относятся:

1) часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50 процентов в среднем по субъекту Российской Федерации;

2) часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5 процентов в среднем по субъекту Российской Федерации;

3) часть налога на добавленную стоимость по товарам отечественного производства (за исключением драгоценных металлов и драгоценных камней, отпускаемых из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации) в пределах не менее 10 процентов в среднем по субъекту Российской Федерации;

4) часть акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия в пределах не менее 5 процентов в среднем по субъекту Российской Федерации;

5) часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров (за исключением акцизов на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары) в пределах не менее 10 процентов в среднем по субъекту Российской Федерации.

Размеры минимальных долей (в процентах) федеральных налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной основе в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, определяются законодательными (представительными) органами субъекта Российской Федерации. Расчет долей федеральных налогов, подлежащих закреплению за муниципальными образованиями, производится исходя из общего объема средств, переданных субъекту Российской Федерации по каждому из этих налогов. В этих пределах законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации устанавливает в соответствии с фиксированной формулой для каждого муниципального образования доли соответствующих федеральных налогов, закрепляемых на постоянной основе, исходя из их среднего уровня по субъекту Российской Федерации. Доли указанных налогов рассчитываются по фактическим данным базового года. Сверх этих долей законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации может устанавливать нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты от регулирующих доходов на планируемый финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года).

Средства самообложения граждан – это разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общей численности жителей и для которых размер платежей может быть уменьшен (ст.56 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».

Расходная часть местных бюджетов – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления (ст.6 Бюджетного кодекса).

Расходная часть местных бюджетов включает (ст. 12 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ»):

1) расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации;

2) расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

3) расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;

4) расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;

5) ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска;

6) иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.

Порядок исполнения расходной части местного бюджета устанавливается уставом муниципального образования или иным правовым актом органа местного самоуправления, что означает свободу определения направлений расходования местных бюджетов. В частности, органы местного самоуправления в праве самостоятельно устанавливать муниципальные минимальные социальные стандарты, которые также выступают показателем объемов и качества муниципальных услуг, предоставляемых на территории конкретного муниципального образования. Эти стандарты должны быть установлены органами местного самоуправления на каждый вопрос местного значения, закрепленный за муниципальным образованием и предусматривающий расходы из местных бюджетов. Минимальные государственные социальные стандарты утверждаются в сферах образования; здравоохранения; культуры; социального обслуживания населения, жилищно-коммунального хозяйства.

В настоящее время местные бюджеты обеспечивают приблизительно 42% расходов на социальную политику; 42% — на культуру и искусство; 57% — на здравоохранение и физкультуру; 66% — на жилищно-коммунальное хозяйство; 67% -на образование; 95% — на среднее образование.

Органы местного самоуправления могут самостоятельно устанавливать муниципальные минимальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение отдельных вопросов местного значения. Муниципальные минимальные социальные стандарты -  это показатели объемов и качества муниципальных услуг, представляемых на территории муниципального образования. Они устанавливаются органами местного самоуправления по каждой задаче, решение которой находится в ведении органов местного самоуправления, и требует осуществления расходов из местных бюджетов. К муниципальным минимальным социальным стандартам, например, относятся: минимальный размер жилой площади, который дает возможность лицам, имеющим жилую площадь менее этого размера, претендовать на получение жилой площади на условиях социального найма; норматив расходов воды на одного жителя в квартирах, не оборудованных счетчиками, интервалы движения общественного транспорта на отдельных маршрутах и др.

Муниципальные минимальные стандарты не могут применяться при выполнении органами МСУ отдельных (делегированных) государственных полномочий. Нормативы бюджетных расходов на эти полномочия определяются соответствующими органами государственной власти на основе федеральных и региональных минимальных социальных стандартов. То есть в России возникает многоуровневая система минимальных социальных стандартов: федеральные – региональные – муниципальные. При этом следует осознавать, что тот уровень, который устанавливает соответствующие социальные стандарты,  обязан обеспечить их финансирование.

Расходную часть местных бюджетов можно разделить на капитальные и текущие расходы. Капитальные расходы, это расходы, направляемые на капитальное строительство и реконструкцию, капитальный ремонт жилого фонда и объектов ЖКХ, инновационные мероприятия. К текущим расходам относятся: финансирование муниципального хозяйства, социально-культурной сферы, расходы на управление, страхование, обслуживание муниципального долга и прочие расходы.

Поделись:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки