Лекция 2. Курс: «Муниципальное управление и территориальное планирование»

Организация муниципальной власти.

Организация муниципальной власти.

Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий самостоятельны и не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ), это означает, что

  • государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня осуществления народом принадлежащей ему власти;
  • предполагает обособленность муниципальной власти от государственной власти.

Таким образом, в Российской Федерации существует две равноправные разновидности публичной власти – государственная власть и местная (муниципальная) власть. Каждый уровень власти обладает своими специфическими признаками. Органы государственной власти решают вопросы государственного значения; органы местного самоуправления решают вопросы местного значения. Устройство жизни, благополучие и комфорт проживания в конкретном поселении – вопросы местного значения. По выражению видного российского юриста М.Краснова «Государство имеет дело с гражданами. Местное самоуправление имеет дело с жителями».

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют,  утверждают местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка и другие функции, определенные Законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Органы местного самоуправления разделяются на выборные и невыборные.

Как правило, на местном уровне уставами муниципальных образований предусматриваются следующие органы местного самоуправления: глава муниципального образования, представительный и исполнительный органы.

Муниципальная власть – форма общественных отношений, которая согласно нормам местного сообщества изменяет и стабилизирует деятельность одних субъектов, воздействуя на деятельность других субъектов, в соответствии со своими целями в рамках государственной политики.

В компетенцию муниципальной власти входит решение вопросов местного значения, под которыми понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, проживающего на территории муниципального образования. Содержание государственной власти составляют вопросы государственного значения, которые закреплены в ст. 71-72 Конституции РФ. При этом вопросы местного значения решаются с учетом особенностей развития каждой территории в отдельности. Муниципальная власть реализует политику государства на местах, принимая обязательные для исполнения решения по вопросам местного значения, обеспечивая общественную безопасность и охрану общественного порядка, управляя муниципальной собственностью и территориальным планированием, выполняя другие властные функции.

Устав муниципального образования – основной нормативно-правовой акт муниципального образования. Он является своеобразной «малой конституцией» на территории муниципального образования и как конституция обладает рядом особенностей.

Наличие особого субъекта, который устанавливает или от имени которого принимается устав муниципального образования. Иначе устав муниципального образования, как и конституция, принимается непосредственно населением (народом) или от имени народа (представительным органом местного самоуправления).

Устав муниципального образования имеет учредительный характер и придает юридический и правовой статус фактически сложившимся или складывающимся отношениям по самоуправлению местного сообщества.

Устав муниципального образования имеет всеобъемлющий и всеохватывающий характер правового регулирования, так как он регулирует отношения, которые затрагивают все стороны и все сферы жизни местного сообщества, связанные с решением вопросов местного значения. Детальная регламентация осуществляется посредством принятия иных нормативных актов. Устав, как правило, должен содержать нормы четырех типов:

  1. Нормы-понятия, для того, чтобы каждый, кто обращается к тексту устава, мог одинаково понимать и  трактовать все понятия и термины, встречающиеся в уставе.
  2. Нормы, определяющие структуры представительного и исполнительного органов муниципального образования, наименование подразделений, основных должностей и их функциональные обязанности. Это необходимо для того, чтобы обеспечить стабильность и прозрачность работы подразделений.
  3. Нормы процедурного характера, определяющие процедуры оформления различных документов, найма на работу или смещения с должностей лиц и служащих аппарата представительного органа местного самоуправления и администрации, а также разрешения споров между органами местного самоуправления, предприятиями, юридическими и физическими лицами.
  4. Нормы, ограничивающие деятельность должностных лиц, занятия ими определенных должностей, деятельность в общественных организациях, получение дополнительных доходов и т.д.

Устав обладает высшей юридической силой в составе норм, принимаемых органами местного самоуправления или местным сообществом непосредственно, и служит основой для дальнейшего нормотворчества.

Органы местного самоуправления не обладают правом осуществления законодательной власти, но могут издавать нормативные акты, содержащие правила поведения общего характера, которые носят подзаконный статус (табл. 1.1).

Система муниципальных правовых актов

Таблица 1.1

Принимающие правовые акты Типы правовых актов Наименование правового акта или решаемые вопросы
Население на 

референдумах и сходах
Решения Важнейшие вопросы местного значения, затрагивающие интересы населения
Представительный 

орган
Решения Устав муниципального образования.       Правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования. 

Вопросы организации деятельности представительного  органа
Председатель 

представительного

органа.
Постановления и 

распоряжения
Вопросы организации деятельности представительного органа
Глава местной 

Администрации.
Постановления Вопросы местного значения.  Вопросы, связанные с осуществлением переданных государственных полномочий
Распоряжения Вопросы организации работы местной администра­ции
Глава муниципального 

образования
Постановления и 

распоряжения
Вопросы председателя представительного органа или главы  администрации (в зависимости от зани­маемой должности)
Иные должностные 

лица
Распоряжения и 

приказы
Вопросы, отнесенные к их полномочиям

 

 

 

Поделись:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки