Проектирование городской сети улиц и дорог проводится комплексно со взаимной увязкой размещения основных элементов города. Плотность сети магистральных улиц должна быть достаточной, что бы обеспечить достаточную пропускную способность. Пропускная способность полосы движения – это максимальное количество транспортных средств, которое может пройти через определенное сечение полосы движения в течении 1 часа с соблюдением условий безопасности движения. Пропускная способность определяется для одной полосы движения проезжей части улицы и для проезжей части улицы в целом для каждого направления движения.
Границами городской улицы или дороги служат красные линии, между которыми не могут находится капитальные здания и их выступающие части. По композиции поперечного профиля улицы могут быть с одной, двумя и тремя проезжими частями (рис.15). Две проезжие части устраиваются при наличии бульвара по оси улицы (рис. 1b). В этом случае на каждой из проезжих частей одностороннее движение, это создает определенные трудности для подъезда к зданиям.
Улицы с тремя проезжими частями устраиваются при расположении бульваров между основной проезжей частью и тротуарами (рис. 1в). Дополнительные проезжие части (дублеры) служат для удобства организации подъездов к домам и обеспечения противопожарной безопасности. Три проезжие части устраиваются также при выделении среднего, основного проезда для пропуска внутригородского транзитного автомобильного движения, отделенного от боковых проездов для местного движения разделительными полосами. В этих двух случаях средний проезд имеет двустороннее движение, а боковые проезды – одностороннее, соответствующее направлению движения по среднему основному проезду, смежному с данным местным проездом.
Рис.1 Примерные поперечные профили улиц а) магистральная улица с одной проезжей частью; b) магистральная улица с двумя проезжими частями с симметричным и несимметричным расположением бульвара; c) магистральная улица с тремя проезжими частями и бульварами между тротуарами и проезжей частью; d ) магистральная улица с тремя проезжими частями с выделением внутригородского транзитного движения; e) магистральная улица с четырьмя проезжими частями; g) улица с местным движением.
Улицы с четырьмя проезжими частями получаются при разделении средней основной проезжей части широкой (4 – 12 м) разделительной полосой на два проезда с односторонним движением (рис. 5е). При рассмотрении поперечных профилей улиц можно выделить основные составляющие его элементы. К первой группе элементов относятся: проезжие части и тротуары, ко второй группе – озелененные полосы, бульвары, разделительные полосы проезжих частей. Элементы первый группы определяются расчетным путем. Количество полос движения и их ширина устанавливаются в зависимости категории дороги, скорости движения и видов транспортных средств (грузовой, легковой). Ширина тротуара также зависит от расчетной плотности людского потока и скорости пешеходного движения. Ширина полосы движения элементарного пешеходного потока принимается равной 0,75 м, исходя из средних размеров горизонтальной проекции человека с учетом необходимых боковых зазоров между параллельно идущими людьми.