Лекция 10. Курс: «Муниципальное управление и территориальное планирование»

Тема 3. Территориальная организация местного самоуправления

Поселенческая структура России  в конце ХХ века.

По оценкам специалистов в области градостроительства и управления состояние поселенческой структуры России к началу  ХХI века характеризовалось высокой инерционностью, что определено спецификой формирования системы расселения населения в предыдущий период развития страны. Преобладающим типом поселений в России на том момент были сельские населенные пункты – 152 922 ед., большинство из них малолюдные — до 200 чел, из-за мелкоконтурности и мозаичности размещения сельскохозяйственных угодий. [Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ.].

Территориальная структура нижнего уровня так называемых местных систем расселения существовала система сельского расселения, состоящая из небольшого числа сельских населенных мест или мелких городских и сельских поселений, выделяемых существующими тесными производственными, транспортными или иными связями, которые складывалась их центров и группирующихся вокруг них более мелких поселений.

Вокруг центров, в которых располагались сельскохозяйственные предприятия и сельские администрации, было сформировано порядка 24-26 тысяч систем сельского расселения. Численность населения этих систем в среднем составляла 1,5-1,6 тыс. человек. Границы таких центров определялись транспортной доступностью,  которая составляла 30-минут до центрального поселения. В центральных поселениях находились преимущественно учреждения повседневного обслуживания сельского населения.

На более высоком иерархическом уровне местных систем эти небольшие сельские системы образовывали районы, которые в свою очередь формировались вокруг своих районных центров. Было сформировано около 2000 систем расселения вокруг центров сельскохозяйственных районов, которые были в основном представлены малыми городскими поселениями, а в ряде районов и крупными сельскими населенными пунктами. В среднем численность населения этих систем составляла 35-40 тыс. человек. Границы районов также определялись транспортной доступностью центрального поселения, которая находилась в пределах 45 – 60 минут. В центрах этих систем размещается полный комплекс объектов повседневного обслуживания (для жителей самого центра) и недельного цикла обслуживания для окружающей территории: библиотека, поликлиника, больница, универмаг, аптека, дом культуры, стадион, спортивная школа, комбинат бытового обслуживания и другие объекты. Здесь же развивались и передвижные центры обслуживания окружающей территории (автолавки, автоклубы, приемные пункты ателье, прачечных, ремонтных мастерских и т.п.).

Малые городские поселения (города с населением менее 50 тыс.человек и поселки городского типа ) составляли 88% всех городских поселений России, они наиболее равномерно размещались по территории Российской Федерации в соответствии с Генеральной схемой расселения. Их основное функциональное назначение заключалось в организации обслуживания населения сельской местности.

Соотношение городского и сельского населения в этих системах составляло соответственно 41,5 и 58,5 процентов, что позволяет характеризовать их как системы расселения населения с преимущественно сельским образом жизни, и обусловливает единство интересов всех поселений при формировании территории муниципального района. Этот фактор, а также количество и территориальное размещение малых городских поселений свидетельствовало о реальной возможности создания устойчивых районных систем расселения, сформированных на базе малых городских поселений.

Городские поселения с числом жителей от 50 до 100 тыс. человек относятся к категории средних городов. На территории России насчитывался 171 средний город. Экономический потенциал обеспечил ускоренный рост этих городов, превратив их, из малых в средние. Основными факторами их роста стали более выгодное по сравнению с окружающими поселениями экономико-географическое положение, более высокая инвестиционная привлекательность. Поэтому и интересы этих городов объективно всегда будут направлены на реализацию их преимуществ и, следовательно, на повышение собственного экономического потенциала, а значит и развитие функций по обслуживанию окружающей местности. Основное предназначение этих городов, также как и больших, превращение в “точки экономического роста” и источник поступления налоговых доходов для развития всей территории региона.

После принятия Закона на территории РФ зарегистрировано около 24 079 в субъектах РФ, в том числе:

Поделись:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки