Лекция 16. Курс: Муниципальное управление и территориальное планирование

Тема 5. Управление территориальным развитием территорий

5.2. Правовая основа градостроительной деятельности на муниципальном уровне

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГК РФ), введенного в действие Федеральным законом № 191-ФЗ от 29.12.2004 г, как основного документа, регулирующего градостроительную деятельность, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить ГК РФ.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности и муниципальные правовые акты, также не должны противоречить ГК РФ.

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты должны основываться на принципах

  • обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования;
  • обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических и социальных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;
  • осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки;
  • ответственности органов государственной власти РФ и местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий  жизнедеятельности человека;
  • осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий  (ООПТ).

Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.

К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования РФ;

2) утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства федерального значения в случаях, предусмотренных ГК РФ;

3) техническое регулирование в области градостроительной деятельности;

4) установление порядка ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД);

5) организация и проведение государственной экспертизы проектов документов территориального планирования Российской Федерации;

6) установление порядка осуществления государственного строительного надзора и организация научно-методического обеспечения такого надзора;

7) осуществление государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных ГК РФ.

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области организации и проведения государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, за исключением п.5. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.

Федеральный орган исполнительной власти (Министерство регионального развития Российской Федерации) осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства принимает нормативные правовые акты, издает методические указания и инструктивные материалы по их осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обязательные для исполнения.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования субъектов Российской Федерации;

2) утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения в случаях, предусмотренных Градостроительным Кодексом РФ;

3) утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования;

4) осуществление государственного строительного надзора в случаях.

Органы местного самоуправления поселений уполномочены проводить подготовку и утверждение генеральных планов поселения и правил землепользования и застройки (ПЗЗ), а также документации по планировке территории, подготовленной на основе генеральных планов поселения. Они должны организовать и проводить выдачу разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения. Утверждать местные нормативы градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

Органы местного самоуправления муниципальных районов уполномочены проводить подготовку и утверждение схем территориального планирования муниципального района. Осуществлять утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд.

Органы местного самоуправления городских округов уполномочены проводить подготовку и утверждение генеральных планов городского округа и правил землепользования и застройки (ПЗЗ). Выполнять утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории. Выдавать разрешения на строительство, ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа. Утверждать местные нормативы градостроительного проектирования городского округа, вести информационную систему обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа. Осуществлять резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.

Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов, определенные ГК РФ представлены в табл.1.

Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности

Таблица 1

Поселений Муниципальных районов Городских округов
1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений. 1) подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов. 1) подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов.
2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений. 

 
2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования межселенных территорий. 2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов.
3) утверждение правил землепользования и застройки поселений. 

 
3) утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий. 3) утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных ГК. 

 
4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования муниципальных районов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных ГК. 4) утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим ГК.
5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений. 

 
5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях. 5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.
6) принятие решений о развитии застроенных территорий. 

 
6) ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях муниципальных районов. 6) ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов.
7) принятие решений о развитии застроенных территорий.

 

Такая структура правовой основы управления градостроительной деятельностью имеет свойственные только ей особенности. Правила землепользования и застройки и градостроительные регламенты в частности, подготовленные и утвержденные органами местного самоуправления поселений, муниципальных округов и городских районов обязательны для исполнения не только физическими и юридическими лицами, но и представителями других органов публичной власти, других субъектов регулирования – Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации

Законодательство о градостроительной деятельности является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.  Это означает, что нормативно-правовые акты, принимаемые публичными субъектами системы градорегулирования нижних уровней власти, не могут противоречить законодательным, и нормативно-правовым актам высших уровней, а изменения Федерального законодательства неизбежно требуют приведения в соответствие с федеральным законодательством всех нормативно-правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления (МСУ).

Взаимосвязь составляющих законодательной базы

При этом полномочия в области градостроительной деятельности и градорегулирования разных уровней публичной власти – Российской Федерации, субъектов РФ, органов МСУ между собой не пересекаются. Это означает, что нет очередности в разработке документов территориального планирования. При отсутствии документов территориального планирования Российской Федерации или ее субъектов, органы МСУ могут осуществлять территориальное планирование города, поселения, городского округа или муниципального района в пределах своей компетенции, т.е. на землях, отнесенных к ведению органов МСУ. Это обеспечивает необходимый уровень упорядоченности в организации территории. При этом остается обязательным согласование проектов документов территориального планирования другими органами публичной власти, а также учет документов территориального планирования и документации по планировке территории при подготовке проектов градостроительного проектирования.  Отсутствие пересечения полномочий различных субъектов публичной власти диктует необходимость использования совместных технологий подготовки документов территориального планирования.

Самой главной отличительной особенностью градостроительного регулирования остается то, что население, правообладатели недвижимости выступают равноправными субъектами градорегулирования, что выражается в процедуре проведения обязательных публичных слушаний по различным вопросам правил землепользования и застройки.

Поделись:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки