Лекция 13. Курс: «Муниципальное управление и территориальное планирование»

Тема 4. Управление социально-экономическим развитием муниципального образования

4.3. Социальные потребности, их характеристика, принципы оценки и нормирования

Формирование социальных задач происходит под определяющим влиянием потребностей людей, поэтому социальные проблемы можно рассматривать как неудовлетворенную общественную потребность на разных уровнях социальной общественной структуры. С позиции развития муниципального образования потребность может быть определена как объективно обусловленная необходимость в определенных процессах (передвижение, труд, сон, получение и принятие пищи, развлечения, воспроизводство и др.), а также в предметах и объектах, с помощью которых эти процессы могут быть реализованы (транспорт, жилые и общественные здания, парки и др.).

В социологических исследованиях обычно выделяют три группы потребностей:

  1. Элементарные потребности: потребность в пище, одежде, жилье. Эти потребности также определяются как физиологические или биологические, но их глубокое отличие от потребностей представителей животного мира заключается в способе удовлетворения, который в человеческом обществе имеет социальный характер. Потребность в приеме пище может быть удовлетворена дома – индивидуально-семейная форма удовлетворения потребностей и в кафе, столовой, ресторане – общественная форма. Для этого жилище должно иметь пространство для приготовления, уборки и хранения посуды (кухня) и приема пищи (столовая), а в городе, поселке или деревни должны быть пункты общественного питания, удобно расположенные и способные представлять доступные и качественные услуги.
  2. Потребности социализации: потребности в различных видах бытового и культурного обслуживания. Потребность в получении образования, воспитания детей, в транспорте, библиотеках, театрах и др. Этот вид потребностей обусловлен разделением труда, сложившимся в современном обществе.
  3. Потребности в творческой деятельности отражают творческую природу человека и непосредственно связаны с его трудовой деятельностью, морально-ценностной ориентацией, ролью в коллективе и производственных отношениях.

В планировании и градостроительном проектировании изучение и анализ социальных потребностей основаны на подходе «замещения потребностей», в котором все  многообразие интересов человека разделяется по видам таким образом, что потребности одного вида не могут «заместить» потребности другого вида. Так из потребностей первой группы должны быть выделены потребности во сне, питании, личной гигиене.

Потребности социализации могут быть разделены на следующие группы:

  • потребности, обусловленные необходимостью в торговом обслуживании (обеспечение промышленными и продовольственными товарами);
  • потребности по поддержанию здоровья и медицинском обслуживании (обеспечение поликлиническими центрами, больницами и другими учреждениями здравоохранения);
  • создание условий по воспитанию детей (детские игровые площадки на придомовых территориях, учреждения дошкольного воспитания, образования и т.д.)
  • потребность в отдыхе (занятия спортом, прогулки, посещение парков, скверов, зоопарков, и т.д.);
  • культурно-зрелищные потребности, удовлетворение которых может быть осуществлено как дома (чтение, интернет, просмотр телепередач, прослушивание музыки), так в общественных местах (библиотеках, интернет-кафе, кинотеатрах, цирках, выставочных залах, стадионах и т.д.).

Потребности в творческой деятельности также могут быть разделены на незамещаемые группы:

  • потребность в труде, реализация которой дает возможность человеку обеспечить материальные условия существования – реализацию потребностей первой и второй группы, а также удовлетворить стремление к созидательной деятельности и профессиональные интересы;
  • потребность в общении с друзьями, коллегами, сотрудниками;
  • потребность в социальном воспроизводстве (повышение квалификации, приобретение новой профессии; рост уровня образования, получение квалификации магистра);
  • потребность в самодеятельном творчестве, осуществляемая как дома, так и в социуме туристических и других самодеятельных организациях.

Такое разделение потребностей обладает определенной условностью, которая определена процессом непрерывного развития социума, и вытеснение одних потребностей другими, происходящее на индивидуальном уровне не оказывает существенного влияния на развитие форм удовлетворения потребностей, выделенных уровней.

Удовлетворение социальных потребностей может иметь различные формы, которые разделяют по степени участия человека в их организации на индивидуально-семейные, групповые (коллективные) и общественные (рис. 4.2). Под формой удовлетворения социальных потребностей понимается организованная совокупность условий, средств и оборудования, необходимых для достижения этой цели. Например, воспитание ребенка происходит дома, где для того должна быть оборудована детская комната, в которой находятся игрушки (игровое пространство), книги (книжная полка, шкаф) и т.д. – это индивидуально-семейная форма. Может осуществляться на придомовых детских площадках,  в прогулочных группах или детских парках, в которых формируются временные группы – это коллективная форма удовлетворения социальных потребностей. Посещение ребенком детских садов представляет общественную форму.

Рис. 4.2 Формы удовлетворения социальных потребностей

Возможность удовлетворения потребностей с помощью различных форм, определяется как индивидуальными предпочтениями, так и экономическими возможностями как отдельного человека, так и социальной общности людей, т.е. индивидуальными и общественными затратами, которые необходимы на реализацию этих форм.

Для оценки принятых проектных решений, в социологических исследованиях применяются следующие оценки условий удовлетворения потребностей:

  • экономические или стоимостные;
  • оценка по бюджету времени и частоте возникновения;
  • по натурным показателям обеспечения оборудованием и специализированными объектами;
  • по предпочтениям (результатам оценки людьми).

Для характеристики индивидуально-семейных форм удовлетворения потребностей: определения жизненного уровня, уровня спроса населения на различные виды продукции и услуг применяются стоимостные оценки.

Стоимостная оценка применительно к социализированным формам удовлетворения потребностей  применяется  целью определения расходов местного бюджета и частных инвесторов на развитие социальной сферы (строительство и оборудование учреждений обслуживания, транспорта, благоустройство территории и др.) для планирования территориального развития муниципального образования, определения объемов строительства объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, и жилого фонда.

Оценка потребности по бюджету времени и частоте востребованности используется для определения требований, которые предъявляются к проектируемым объектам в зависимости от затрат времени на удовлетворение потребности и частоты ее возникновения. Эта оценка позволяет также установить степень важности этой потребности в формировании условий жизни в зависимости от доли суточного или недельного времени, затрачиваемого на ее удовлетворение.

Бюджет времени – это распределение суточного или недельного временного баланса по отдельным видам деятельности, выполняемым в будний день (суточный бюджет) в течении недели с учетом выходных дней (недельный бюджет). В таблице 4.2 приведен примерный недельный баланс времени по обычно выделяемым затратам, полученный на основании социологических исследований в условиях стабильного развития [Самойлов].

Распределение недельного и суточного временного баланса по отдельным видам деятельности характеризует уклад жизни людей, место и роль каждого вида потребностей в формировании условий жизни человека.

Распределение недельного бюджета времени

Таблица 4.2

Вид деятельности Время, час.
Трудовая занятость: 

рабочее время

нерабочее, связанное с производством (время на дорогу туда и обратно, подготовка  трудовой деятельности)
 

35,9 – 41

8,5 – 10,5
Домашний труд (приготовление  подача еды, уход за кухней, одеждой и домом, уход за детьми, посещение магазинов и др.) 21,4 – 23,3
Свободное время для досуга 27,2 – 30,3
Удовлетворение естественных потребностей (сон, принятие пищи, личная гигиена) 64,4 – 68,5

 

Следует отметить, что в бюджете времени мужчин и женщин, населения городов и сельской местности наблюдаются отличия. Например, свободное время у мужчин несколько больше, чем у женщин (5.9  и 4.2 часа соответственно), что связанно с необходимостью  больших затрат времени на домашний труд у женщин.

Повторяемость  или частота – вторая важная характеристика потребности, которая определяется по результатам специальных исследований и позволяет определить вероятное число посещений и количество посетителей каждого вида объектов обслуживания, или центров тяготения (магазины, парки, кинотеатры, спортивные сооружения, исторические объекты, музеи и др.). Такие исследования и полученные в результате них данные (относительное или абсолютное значение количества посетителей  центров тяготения в будние и выходные дни)  характеризуют структуру и характер подвижности (передвижений) городского населения необходимы для определения потребности в транспортных средствах.

Для разработки генерального плана развития территории  муниципального образования, подготовки правил землепользования и застройки наиболее применим принцип оценки потребностей с помощью натурных показателей, характеризующих условия удовлетворения потребностей личности или групп населения. Условия индивидуально-семейных потребностей чаще всего оцениваются показателем жилищной обеспеченности в квадратных метрах общей площади квартиры на человека; условия воспитания детей характеризуются наличием мест в детских учреждениях; условия медицинского обслуживания – единовременной вместимостью больниц и амбулаторий в расчете на 1000 жителей. Основным достоинством натурных показателей является то, что они, будучи объективной характеристикой условий реализации, определенных форм потребностей, позволяют получить четкие экономические оценки обеспечения необходимый уровня материального обеспечения, определяют необходимые муниципальные затраты на достижение социальных целей.

Недостатком таких оценок является то, что они не дают представления об отношении людей к различным формам удовлетворения потребностей.  С этой целью проводят специальные обследования, на основании которых выявляется оценка форм удовлетворения потребностей, обследования «по предпочтениям». В этом случае оценка основывается на сопоставлении фактического и желаемого использования форм удовлетворения потребностей. Пример результатов обследования оценки населением различных видов благоустройства поселка малоэтажной застройки  приведен в табл. 4.3.

Оценка населением различных видов благоустройства жилых зданий (в процентах к 100% опрошенных)

Таблица 4.3

Центральное отопление Центральное водоснабжение Центральное водоотведение Организованный по графику вывоз мусора Оборудованные площадки для сбора мусора Остановка общественного транспорта в пределах пешеходной доступности
+ + + + + +
20,1 12,8 20,5 51,8 20,1 53,4 13,4 11,5 22,3 9,4 53,8 27,6

 

Примечание. Знак (+) означает наличие такой коммунальной услуги; знак (-) – желание иметь ее в жилом доме.

При проведении обследования «по предпочтениям» для получения представительных и достоверных результатов необходимо обеспечить высокую  степень информированности население об оцениваемых формах; равную или приблизительно равную престижность оцениваемых форм, отсутствие предубежденности при оценке. Анализ данных, приведенных в таблице 2, показывает, что не все эти факторы были учтены при проведении обследования. Например, низкие значения показателей по способам санитарной очистки территории (организованный по графику вывоз мусора, или оборудованные площадки для сбора мусора) указывают и недостаток информированности населения в этом вопросе, возможно  отсутствие экономических оценок, а также на низкое экологическое образование.

Поделись:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки