Лекция 3   Курс: «Муниципальное управление и территориальное планирование»

Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении

Формы участия граждан в местном самоуправлении закреплены в Конституции РФ (ст.130 п.2) – это референдумы, выборы, другие формы прямого волеизъявления, через выборные и другие формируемые органы местного самоуправления. Тем самым предусмотрены две основные формы осуществления населением местного самоуправления.

Первая – непосредственной или прямой демократии, когда гражданин сам непосредственно принимает участие в решении вопросов.

Вторая – представительной демократии, когда участие гражданина осуществляется через выборные и другие органы местного самоуправления, посредством его участия в выборах в них своих представителей.

Местный референдум – высшая форма народовластия. Он проводится в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения. Местный референдум может проводиться на всей территории муниципального образования. Местный референдум представляет собой голосование за или против какого-либо проекта нормативного акта или предлагаемого решения, что служит основным отличием референдума от выборов, когда избиратели голосуют за или против кандидата (списка кандидатов).

Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования:

1)     по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме;

2)     по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;

3)     по инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.

Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых должно составлять не менее 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законом. Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями оформляется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации. Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, оформляется правовыми актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.

Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов о выдвижении инициативы проведения местного референдума. В случае, если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта Российской Федерации или прокурора. В случае, если местный референдум назначен судом, местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение проведения местного референдума осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования, и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования.

Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.

Муниципальные выборы – проводятся с целью избрания депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы назначаются представительным органом местного самоуправления в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, выборы могут назначаться муниципальной избирательной комиссией или судом. В широком смысле избирательная система — это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти.

Гарантии избирательных прав граждан устанавливаются федеральными зако­нами. В соответствии с ними органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать порядок проведения муниципальных выборов: назначения и объявления даты выборов, составления списков избирателей, регистрации кан­дидатов, проведения предвыборной агитации, правил голосования на избира­тельных участках, подсчета голосов и установления результатов выборов.

При проведении муниципальных выборов используются различные избира­тельные системы (рис. 1.2). Основные из них — выборы по избирательным ок­ругам («мажоритарная» система) и пропорциональная система.

Избирательные системы

Мажоритарная избирательная система — система формирования выборных органов власти на основе персонального (индивидуального) представительства, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов. Мажоритарная избирательная система основана на системе персонального представительства во власти. В качестве кандидата на ту или иную выборную должность в мажоритарной системе всегда выдвигается конкретный человек. При проведении муниципальных выборов по мажоритарной системе, территория муниципального образования разделяется на несколько избирательных округов, имеющих примерно одну численность населения, и от каждого округа выдвигаются кандидаты, из числа которых избирается один депутат, набравший предусмотренное законом большинство голосов.

Пропорциональная избирательная система — система формирования выборных органов власти на основе партийного представительства, в которой депутатские места (мандаты) в представительном органе власти распределяются в соответствии с числом набранных партиями голосов в процентном выражении. В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип партийного представительства. При такой системе партии выдвигают ранжированные ими списки кандидатов, за которые и предлагается проголосовать избирателю. Избиратель фактически голосует за политическую партию (предвыборный блок или коалицию партий, если их создание допускается законодательством), которая, по его мнению, наиболее адекватно и последовательно выражает и защищает его интересы в политической системе. Мандаты распределяются между партиями пропорционально числу поданных за них голосов в процентном выражении.

Смешанная избирательная система — это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть — на партийной основе по пропорциональному принципу представительства.

Решение о применении в муниципальном образовании той или иной избирательной системы принимается местным сообществом и закрепляется в уставе.

Голосование населения муниципального образования может производиться по вопросам:

  • отзыва депутата;
  • отзыва выборного должностного лица местного самоуправления;
  • изменения границ муниципального образования;
  • преобразования муниципального образования.

Основанием для отзыва могут служить только противоправные решения, действия (бездействие), подтвержденные в судебном порядке.  Процедура отзыва должна обеспечивать возможность обвиняемому дать избирателям объяснения по выдвигаемым против него обвинениям, послужившим основанием для отзыва. Депутат или выборное должностное лицо считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее 50% всех зарегистрированных избирателей. Порядок назначения и организации проведения голосования аналогичен проведению выборов и референдумов. Результаты голосования граждан и принятые ими решения должны быть опубликованы (обнародованы).

Сходы граждан проводятся в муниципальных образованиях с численностью не более 100 человек, когда орган местного самоуправления не создается. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования. Он созывается главой муниципального образования самостоятельно или по инициативе не менее 10 жителей и правомочен при участии более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации, участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным. На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.

Решение схода считается принятым, если за него проголосовали более половины участников схода, и подлежит обязательному опубликованию (обнародованию) и исполнению.

Опросы населения проводятся с целью выявления мнения населения муниципального образования или его части и его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления и органами государственной власти. Для этого проводится опрос части граждан, представляющей различные слои населения (репрезентативной выборки), что значительно дешевле и быстрее по сравнению с референдумом. Существуют различные технологии опросов: устные, письменные, анкетирование и т.д.

Опрос назначается представительным органом муниципального образования по собственной инициативе или по инициативе главы муниципального образования, а для вопросов государственного или межмуниципального значения – по инициативе органов государственной власти субъектов РФ. Порядок назначения и проведения опроса определяется уставом или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления. Финансирование опроса осуществляется за счет средств местного бюджета (или бюджета субъекта РФ, если опрос проводится по его инициативе). Результаты опроса носят рекомендательный характер.

Собрания (конференции) граждан проводятся для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Они проводятся по инициативе населения, представительного органа или главы муниципального образования, органа территориального местного самоуправления. Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами и должностными лицами местного самоуправления.

Обращения, принятые собраниями граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение вопросов, содержащихся в обращениях с направлением письменного ответа.

Порядок назначения и проведения собрания (конференции) граждан, а также их полномочия определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

Публичные слушания и правотворческая инициатива граждан – формы участия граждан в нормотворческом процессе и формировании муниципальной нормативной базы. Публичные слушания проводятся представительным органом или главой муниципального образования по собственной инициативе или по инициативе населения для обсуждения проектов муниципальных правовых актов или иных решений, затрагивающих интересы населения.

К правовым и финансовым вопросам относятся:

  • Проект устава муниципального образования, а также правового акта о внесении изменений в устав.
  • Проект местного бюджета.
  • Вопросы о преобразовании муниципального образования.
  • Проекты планов и программ развития муниципального образования.

К вопросам градостроительства и территориального развития относятся:

  • проекты правил землепользования и застройки;
  • проекты планировки и межевания территорий;
  • отдельные виды разрешений на использование земельных участков;
  • капитальное строительство;
  • генеральные планы поселений.

Для обеспечения участия жителей в публичных слушаниях население муни­ципального образования заблаговременно оповещается о времени и месте их проведения. Результаты публичных слушаний подлежат опубликованию (обна­родованию) в газетах, на радио, телевиденье, в интернете. Порядок организации и проведения публичных слушаний опреде­ляется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Правотворческая инициатива граждан — право жителей на внесение в органы местного самоуправления собственных проектов муниципальных правовых актов или изменений к действующим правовым актам по вопросам местного зна­чения. С правотворческой инициативой может выступить группа граждан, обла­дающих избирательным правом. Ее минимальная численность (не превышаю­щая 3% числа избирателей муниципального образования) устанавливается правовым актом представительного органа местного самоуправления.

Как правило, обращения граждан по вопросам принятия муниципальных пра­вовых актов оформляются в виде письменных коллективных обращений к пред­ставительному органу муниципального образования (иногда их называют пети­циями). В них обосновывается необходимость принятия того или иного решения.

Поделись:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки