Интеграционные процессы в расселении, происходящие в последнее десятилетия, свидетельствуют о появлении еще более обширных, чем агломерации форм градостроительного расселения – урбанизированные зоны – это территории, включающие несколько агломераций (рис. 4). Внутри крупнейших урбанизированных зон формируются местные взаимосвязанные подгруппы поселений, так называемые агломерации второго порядка. В странах с высоким уровнем социально-экономического развития и урбанизации возникает необходимость планомерного решения вопросов расселения в масштабах государства в целом. Такие схемы-концепции должны обеспечить равномерное расселение населения на всей территории страны с равными возможностями удовлетворения социально-экономических потребностей и комфорта проживания. На рисунке 5 приведены схемы-концепции градостроительного развития США и Японии.
Рис. 4. Урбанизированная зона в центре Европейской части России.
Условные обозначения: 1 – основные транспортные магистрали федерального значения; 2 – городские агломерации.
Построение концепции градостроительного развития имеет различные подходы и зависит от множества факторов, таких как исторический путь развития страны, социально-экономические условия, размер территории, ее географическое положение и др. В качестве основного фактора, определяющего построение концепции, следует отметить форму собственности на землю.
Рис. 5. Схемы концепции единого градостроительного развития в масштабах стран. а) США, б) Японии
В этом отношении показательным примером служат исторические причины, определившие неодинаковые земельные отношения и характер земельной собственности в XX веке в России и за рубежом. Поэтому градостроительная концепция расселения населения нашла широкое применение в социалистических странах Восточной Европы, Китае, Монголии, восточном Вьетнаме, имеющих одинаковую земельную политику, в то время как в Западной Европе, США и Канаде во второй половине двадцатого века стали развиваться концепции развития территории, основанные на принципах охраны окружающей среды и устойчивого развития.
В английском языке землеустройство переводится как «Land Use Planning» — планирование использования земель; «Land Managment» — земельное управление; «Land Survevy» — межевание, земельная съемка, хотя специалисты под всеми этими терминами понимают конкретные землеустроительные действия. Близкими, но не равнозначными аналогами землеустройства во французском языке являются слова «Amanagment Foncier», в немецком языке — «die Flurbereinigung».
В ряде стран осуществление основных мероприятий по организации рационального использования и охраны земель взяло на ''себя государство, проводя их через специальные программы охраны окружающей природной среды, консервации и защиты фермерских земель и т.п.
Лидером в этом направлении являются США. Данная страна финансирует программы через Министерство сельского хозяйства, Министерство внутренних дел, Агентство по защите окружающей среды, Армейский корпус инженеров Министерства сухопутных сил. Только в 1996 г. федеральные затраты на программы в области консервации и охраны окружающей среды, имеющие отношение к сельскому хозяйству, по этим министерствам и ведомствам составили 6,74 млрд. долларов. В системе МСХ действует специальная Служба охраны почв, раннее Почвенная служба (Soil Survey), похожая на нашу землеустроительную службу.
Программы проводятся в следующих направлениях:
— прямое финансирование проектов землеустройства (мелиорации, водоснабжения, освоения, консервации земель);
— предоставление субсидий на внедрение фермерами природоохранных технологий, компенсация убытков земледельцам за вывод земель из хозяйственного использования, привлечение фермеров к соблюдению определенных правил использования земельных и водных ресурсов на «условиях согласия»;
— техническая, консультационная и научно-информационная работа.
Кроме того, бюджеты штатов также выделяют средства на осуществление программ.
Наиболее распространенным на штатном и местном уровнях инструментом земельно-ресурсной политики является контроль над использованием земель. При этом власти применяют следующие методы регулирования: установление критериев максимальных уровней загрязнения окружающей среды в планах развития региона; зонирование территории для установления в законодательном порядке характера ее использования; скупка в собственность штата земель, требующих немедленной консервации и использование их в качестве местных рекреационных ресурсов; регулирование размещения производственных и транспортных объектов.
В случае выделения территориальных зон, штатные ведомства районируют земли штата по определенному функциональному признаку (например, использование только для рекреационных целей, ведения сельского хозяйства, транспортного строительства и т.п.). Основываясь на этом, местные власти имеют возможность регулировать размещение тех или иных объектов на своей территории. После принятия в 1972 г. федерального закона «Об управлении прибрежными землями» (The Coastal Zone ManagementАСТ) особую роль в практике стало играть регулирование использования прибрежных (вдоль открытых водоемов — рек и озер) зон.