Подземный урбанизм или подземная урбанизация (aнглийский underground urbanistics; немецкий unterirdische Urbanistik; французкий urbanisme souterrain) – это  область архитектуры и градостроительства, связанная c комплексным использованием подземного пространства городов и др. населённых мест, отвечающим требованиям градостроительной эстетики, социальной гигиены, a также технико-экономической целесообразности. Главная цель подземной урбанизации – это обеспечение оптимальных условий труда, быта, отдыха и передвижения городского населения, увеличение площади открытых озеленённых пространств на поверхности, формирование здоровой, удобной и эстетически привлекательной городской среды. Планомерное использование подземного пространства должно осуществляться во взаимосвязи c планировкой и застройкой поверхности территории, как правило, уже существующей, предусматривать  использование различных видов и типов подземных сооружений с обязательным учётом последующих этапов развития города. Это требует разработки специальных разделов в генеральных планах городов и в проектах детальной планировки и застройки. Для этого в генеральном плане города и проектах детальной планировки должны быть выделены зоны различной степени использования подземного пространства, для которых определяется очередность освоения.

Современное развитие крупнейших городов предполагает освоение подземного пространства. В г. Москве и Санкт-Петербурге ведется разработка генеральных планов, предусматривающих комплексное освоение подземного пространства. Первым крупным проектом был проект реконструкции Манежной площади в г.  Москве. В 1990 году проект московского архитектора Б.Г. Улькина получил первую премию на международном конкурсе проектов по обустройству тогда еще Площади 50-летия Октября, теперь носящей свое историческое название — Манежная площадь. Проект предусматривал размещение под землей не отдельных подземных переходов или автомобильных стоянок, а огромного многофункционального комплекса «Охотный ряд». Пространство над комплексом должно было стать пешеходной зоной.

манежная площадь

 

 

В реализации проекта принимали участие ведущие архитектурные, проектные и производственные организации: Моспроект-2 руководитель Архитектурной мастерской № 11 Д.Л. Лукаев – архитектурно-планировочные решения; “Мосинжпроект” — генеральный проектировщик, ГМП “Мосинжстрой”, — строительство,  НИиПИ оснований и подземных сооружений им. Н. М. Герсеванова – научное сопровождение. Директор доктор технических наук, профессор В. А. Ильичев сформулировал одно из важнейших направлений программы научного обеспечения, разработанной по предложению правительства Москвы и департамента строительства: практически полностью исключить воздействие строительства на окружающую среду и прежде всего на исторические здания вокруг площади. «Самая важная задача — не навредить в процессе подземного строительства ни одному историческому памятнику, не нарушить ни одного режима природной среды». В реализации программы принимали участие самые опытные специалисты еще из 23 научных организаций и институтов высшей школы, в том числе кафедры Механики грунтов, оснований и фундаментов МИСИ им. В.В. Куйбышева (ныне МГСУ), заведующий кафедрой профессор доктор технических наук С.Б. Ухов.

Задачей исследований, проводимых кафедрой, было изучение воздействия строительства на близлежащую застройку, которое предусматривало инструментальные наблюдения — геотехнический мониторинг за деформациями зданий и сооружений в процессе строительства и математическое моделирование процессов строительства. Я отвечала за работы по математическому моделированию, которое выполнялось с использованием метода конечных элементов с применением программного комплекса отечественного производства, разработанного на кафедре (главные разработчики: Власов А., Мнушкин М.). Комплекс использовал одну из передовых моделей — модель пластического упрочнения грунтов и позволял моделировать не только геологические особенности грунтов строительной площадки, но и траекторию нагружения (технологию строительства). На основе выполненных расчетов были уточнены планировочные и конструктивные решения. Например, вначале были проведены работы по перекладке коммуникаций вдоль ул. Моховой, которые предусматривали устройство первой  «не глубокой» подпорной стенки из буосекущихся свай, а затем проведение основных работ по устройству «стены в грунте», выемки грунтов и т.д. Прогнозные расчеты показали, что дополнительные деформации (вертикальные и горизонтальные перемещения) исторических зданий по ул. Моховой (университет, геологический музей и др.) будут не значительными (не более 10 мм), а следовательно застройка будет сохранена. Время, прошедшее с тех пор, подтвердило правильность выполненных расчетов и принятых технических решений.

 

 

Поделись:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки