Доклад доктора технических наук, профессора А.Е. Страментова (1902—1964) на Всесоюзном совещании по градостроительству. Москва, 1960 г.
Экскурс в историю.
Вопрос о подготовке инженеров специалистов в области градостроительства будет правильным рассматривать в разрезе текущего 15-летия (1960—1975 г.г.), на которое в настоящее время разрабатывается план развития народного хозяйства СССР. Грандиозные задачи развития городского хозяйства, поставленные Партией и Правительством на 1959—1965 г.г., и еще более развитие перспективы на дальнейший период, требуют подготовки высококвалифицированных инженерных кадров для всех отраслей этого хозяйства.
Контрольными цифрами развития народного хозяйства СССР на 1959—1965 г.г, на жилищное и коммунальное строительство намечены капитальные вложения в размере 375-380 млрд.рублей. Такой не имевший еще места размах городского строительства предъявляет очень большие требования к своевременной подготовке достаточного количества специалистов в области городского строительства.
Следует отметить, что в дореволюционной России городское строительство было незначительным по объему и простым по своему характеру. Русские города не знали тогда ни бурного промышленного строительства, ни развития городского механического транспорта. Вопросами городского строительства в дореволюционной России занимались, главным образом, лица не имеющие специального высшего и даже среднего технического образования. ВУЗов и факультетов по городскому строительству и хозяйству не было.
После Великой Октябрьской социалистической революции советские города, пройдя трудный путь восстановления городского хозяйства, вступили в реконструктивный период.
В связи с развитием промышленности возникло большое количество новых городов и поселков городского типа. Если в 1926 году число городов с населением более 50 тыс.человек составляло 91, то к 1959 году это число составляет 300. Аналогично возрастает количестве городов с населением от 100 тыс. и выше. Число жителей, проживающих в городах и поселках, составляет 99,8 млн. человек, из общего числа жителей СССР в 208,8 млн. человек.
После Великой Отечественной войны 1941-45 г.г. наша страна в сжатые сроки сумела восстановить на новой основе разрушенные во время войны города и развернуть в огромных масштабах новое городское строительство.
Необычайный рост наших городов за послевоенные годы и технический прогресс во всех отраслях городского хозяйства привели к большому усложнению всего хозяйства городов. Для правильного ведения городского строительства требовались инженеры комплексного профиля, могущие решать сложные, а не только отраслевые задачи. Такого рода специалистов до 1948 года вузы СССР не выпускали. Отраслевые институты (МИИКС; ЛИИКС; КИИКС) были ликвидированы.
В 1948 году Н.С.Хрущев выдвинул вопрос о подготовке инженеров широкого профиля специально для работы в области решения задач комплексного городского строительства. В результате, начиная с 1948 года, в ряде инженерно-строительных вузов страны были организованы факультеты Городского строительства и хозяйства.
В настоящее время факультеты Городского строительства и хозяйства имеются в Московском, Ленинградском и Киевском инженерно-строительных институтах, в Харьковском институте инженеров Коммунального хозяйства и в Сталинградском институте инженеров городского строительства.
Кроме того, на строительных факультетах Уральского, Челябинского и Каунасского политехнических институтов имеется специальность ГСХ.
Эти факультеты готовят инженеров широкого профиля, обладающих комплексными знаниями в области градостроительства и городского хозяйства и могущих правильно решать вопросы, связанные со строительством города и его благоустройством.
Подготовка инженеров указанного профиля проводится также во всесоюзном заочном инженерно-строительном институте и на заочном отделениях других институтов.
Общий контингент студентов по специальности ГСХ в настоящее время составляет около 3000 человек, не включая заочные вузы.
В 1959 году на всех факультетах, готовящих специалистов по городскому строительству и хозяйству, было принято 580 человек.
За последние годы выпущено этими факультетами инженеров городского строительства и хозяйства:
в 1958 году — 500 человек
в 1959 году — 600 человек.
Основными направлениями специальности ГСХ являются:
1. разработка инженерных вопросов планировки городов, т.е. проектирование инженерной подготовки городских территорий под застройку;
2 . решение вопросов выбора видов городского общественного транспорта, а также проектирования городских транспортных сетей и организации городского движения;
3. проектирование и строительство городских улиц и дорог в
комплексе с инженерными подземными сетями и внешним благоустройством;
4. проектирование и строительство городских мостов , набережных, путепроводов, эстакад, транспортных и пешеходных туннелей.
Необходимо указать, что ни в одном вузе СССР комплексных специалистов в указанных областях знаний не готовят, кроме факультетов ГСХ.
Таким образом, факультеты ГСХ готовят инженеров-градостроите-лей, которые в тесном содружестве с архитекторами-градостроителями могут успешно работать в сложной и многогранной области строительства советского города,
Небезинтересно отметить, что в Англии и в США имеются специальные высшие учебные заведения, готовящие муниципальных т.е. го-родских инженеров; во Франции по этой специальности подготовляют инженеров общественных работ; в КНР и КНД уже организованы по примеру ССОР факультеты ГСХ; в Венгрии такой факультет находится в процессе организации.
Несмотря на проведенную в СССР большую работу по созданию факультетов Городского строительства и хозяйства, приходится признать, что потребность городов в инженерах-специалистах широкого профиля в области городского строительства и хозяйства далеко не покрывается.
Следует отметить, что для нормального ведения городского строительства только в Российской Федерации ориентировочно уже сейчас требуется около 2100 инженеров-градостроителей широкого профиля и до 3500 техников. Имеющиеся в настоящее время в городах коммунальные отделы не располагают квалифицированными кадрами в городах PCФСР в этих отделах лишь 6% от общего числа работников имеют инженерное высшее или средне-техническое образование. Большинство руководящих работников хозяйства городов также не имеют специального образования. Это обстоятельство требует помимо подготовки молодых инженеров, всемерно развивать заочное и вечернее образование. Кроме того, учитывая все большее усложнение городского строительства и хозяйства, представляется совершенно необходимым, помимо должности главного архитектора города, установить в крупных городах должности главного городского инженера, с соответствующими инженерно-техническими кадрами при нём. Эти главные инженеры должны будут комплексно решать все инженерные вопросы, возникающие в городе или области и осуществлять инженерный контроль за строительством.
Необходимо в ближайшие же годы подготовить большое количество инженеров-специалистов в области городского транспорта и движения. В наших городах, в связи с их территориальным развитием и повышением требований в отношении качества транспортного обслуживания населения, сети городского общественного транспорта непрерывно увеличиваются. Одновременно возрастают размеры автомобильного движения. Возникают сложные вопросы реконструкции улиц и транспортных узлов города, усложняется организация уличного движения. Решение всех этих сложных транспортных вопросов требует специальных комплексных инженерных знаний в этой области городского хозяйства. Инженеры такой специальности в настоящее время выпускаются в явно недостаточном количестве факультетами ГСХ.
Очень большое строительство должно быть выполнено в наших городах по благоустройству улиц и площадей. Это прежде всего относится к строительству на городских улицах и площадях усовершенствованных покрытий с предварительным упорядочением инженерных подземных сетей. Дорожное хозяйство в городах СССР очень сильно отстает от ведущегося в нашей стране огромного жилищного строительства.
Так, протяженность уличной сети в городах PCФСР составляет около 78500 км, причем улицы с твердим покрытием составляют всего лишь 28000 км (36%), из них усовершенствованных покрытий только около 15000 км (19%). Из-за отсутствия благоустроенной сети улиц, себестоимость перевозок пассажиров и грузов в ряде городов превышает плановые нормы.
Зачастую вопросами благоустройства уличной сети в средних и малых городах занимаются ремонтно-строительные конторы жилуправлений или жилотделов городских исполкомов.
Кроме того, в пределах Российской Федерации имеется свыше 1500 рабочих поселков городского типа, в которых вообще никто специально поселковыми улицами и дорогами не занимается.
В текущее семилетие в городах РСФСР должно быть построено около 100 тыс. км городских улиц и дорог. Общая стоимость этого строительства составляет 60 млрд.рублей.
Столь большой объем дорожного строительства требует наличия в городах квалифицированных инженерных кадров.
В настоящее время в 152 городах организованы асфальто-бетонные заводы и базы для сооружения усовершенствованных асфальто-бетонных покрытий. Но на подавляющем большинстве заводов и баз нет инженеров-специалистов в области строительства городских улиц а дорог.
Для успешного выполнения 7-летнего плана работ по городскому дорожному строительству только в городах РСФСР требуется около 2500 инженеров. Инженеров — специалистов по городскому дорожному строительству готовят только факультеты Городского строительства и хозяйства.
Имеющиеся в СССР автомобильно-дорожные институты выпустят инженеров-специалистов по междугородним магистралям, проектирование и строительство которых по своей специфике коренным образом отличается от городского дорожного строительства.
В комплексе городского строительства и хозяйства видное место занимает озеленение. В современном благоустроенном городе не менее 30% территории отводится под насаждения различного назначения. По норнам планировки городов насаждений в городе должно быть порядка 50 м2 на 1 жителя. Это значит, что в ближайшие 13 лет в городах СССР придется создать более 500 тыс. гектар насаждений. По данным Академии коммунального хозяйства только в городах РСФСР уже теперь в год на озеленение расходуется около 1 миллиарда рублей. При таком большом объеме работ резко возрастет потребность в инженерах-специалистах по зеленому строительству. В настоящее время по 90 изученным городам РСФСР имеется специалистов-озеленителей с высшим образованием всего 13% от общего количества специалистов, работающих по озеленению городов. Специальные расчеты показывают, что только для городов РСФСР потребуется подготовить в 15-летнай срок не менее 2000 инженеров по зеленому строительству и до 3000 специалистов-озеленителей другого профиля. Подготовка специалистов по озеленению в нашей стране ведется в совершенно недостаточном объёме. В первые послевоенные годы подготовка инженеров зеленого строительства велась на специальных факультетах Ленинградской лесотехнической Академии им.Кирова и Московского лесотехнического института, а подготовка техников в нескольких техникумах МКХ РСФСР. Сейчас оба факультета закрыты, а техникум остался только один. Учитывая острый недостаток в инженерах, знакомых с зеленым строительством, факультет ГСХ Московского инженерно-строительного института имени В.В.Куйбышева включил в ныне утвержденный МВО СССР учебный план изучение вопросов озеленения с таким расчетом, чтобы инженер городского строительства и хозяйства, выпускаемый этим факультетом, обладал хота бы основными знаниями и по зеленому строительству. Это конечно не снимает вопроса о необходимости резкого увеличения подготовки специалистов в области озеленения на факультетах архитектурных, лесотехнических и сельскохозяйственных вузов.
Громадная работа должна быть выполнена в текущем семилетии по разработке генеральных планов городов и поселков городского типа.
Так из 875 городов Российской Федерации 250 городов имеют генеральные планы развития, 250 городов имеет генеральные планы, которые необходимо переработать, и 375 городов вообще не имеет генеральных планов. В соответствии с правительственными заданиями к концу текущего семилетия, т.е. к 1965 г. все города должны получить утвержденные генеральные планы.
Кроме того, около 800 рабочих поселков городского типа нуждаются в разработке их генеральных планов.
Необходимо усилить подготовку инженеров широкого профиля могучих руководить всей инженерной частью генерального плана города и разрабатывать в соответствии со своей специализацией отдельные отраслевые вопросы; систему магистральных улиц, сети городского общественного транспорта, инженерную подготовку городских территорий под застройку и т.д.
В условиях современного градостроительства целесообразные генеральные планы городов могут создаваться лишь коллективом специалистов-архитекторов и инженеров, работавших в тесном содружестве и способных решать градостроительные вопросы комплексно.
Большое значение приобрела в настоящее время районная планировка.
Совет министров СССР в Постановлении от 20 февраля 1959 года «Об улучшении проектного дела в строительстве» призвал необходимым: «осуществлять разработку проектов районной планировки для районов страны с тем, чтобы обеспечить рациональное размещение промышленных предприятий, электростанций, городов и поселков, общерайонных инженерных сооружений, сетей и коммуникаций, автомобильных и железных дорог и сооружений связи. При разработке проектов районной планировки исходить из необходимости решения в первую очередь задач, поставленных в контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959-65 годы».
Районная планировка является связующим звеном между народнохозяйственным планированием и строительным проектированием и дает возможность осуществлять и регулировать строительство в районе по единому плану.
Совет Министров СССР этим же Постановлением поручил Советам Министров РСФСР, УССР и Казахской ССР рассмотреть и решить вопрос о создании в 1959 году республиканских проектных институтов по районной планировке и признал необходимым возложить разработку проектов районной планировки в остальных союзных республиках на существующие проектные организации.
Особое значение приобретает в текущем семилетии районная планировка восточных районов СССР — Сибири и Казахстана. В течение пятнадцати лет предстоит выполнить огромный объем работы по районной планировке в соответствии с экономическим развитием нашей страны. Объем ведущихся в настоящее время работ по районной планировке совершенно недостаточен и отстает от потребностей жизни.
По предварительным данным; помимо уже разрабатываемых проектов районной планировки, в течение ближайшего 10-летия предстоит охватить районной планировкой около 80 наиболее важных промышленных районов страны, в том числе: районы Кузбасса, Караганды, Северного Урала, Воркуты, Бурей, районы вновь открытых залежей железных руд в Сибири, районы залежей цветных и редких металлов и бокситов в Казахстане,, Забайкалье и на Кольском полуострове, районы будущих гидроэлектростанций на Ангаре, Енисее, Амуре, Оби, Иртыше и другие промышленные районы.
Кроме того, намечается разработать проекты планировки пригородных зон крупных городов. По ориентировочным подсчетам на перспективу районной планировкой следует охватить активно осваиваемую территорию нашей страны площадью около 12 млн. кв.км, т.е. 53% всей территории СССР.
До настоящего времени районной планировкой охвачено лишь 1,4 млн кв.км. Отсюда становится ясным, какой огромный объем работ по районной планировке предстоит выполнить.
Выполнение этого решения Правительства в значительной степени задерживается отсутствием достаточного количества специалистов, подготовленных к разработке комплексных вопросов районной планировки, в том числе инженеров-градостроителей, роль которых в районной планировке весьма велика.
Сейчас во всех проекных организациях страны имеется не более 300-400 специалистов и подсобных работников, занятых районной планировкой. Этими силами можно выполнять работы по районной планировке с годовым планом в 9-12 млн. рублей. В ближайшие же годы, по предварительным подсчетам, необходимо выполнить проектные работы по районной планировке стоимостью 400-500 млн рублей. Совершенно ясно, что выполнение такого объема работ требует быстрейшего решения вопроса о подготовке кадров.
Достаточно сказать, что для выполнения Постановления Совета Министров РСФСР от 10 октября 1959 г. за № 1675 о разработке около 350 районных планировок по Российской Федерации в 1959-19б5г.г. требуется иметь 700 инженеров-специалистов в этой области,
Между тем, специалисты подготовляемые на факультетах ГСХ по диапазону знаний с успехом могут работать и в области районной планировки.
Таким образом, как это явствует из всего сказанного вида, потребность в инженерах городского строительства и хозяйства, как в текущем семилетии, так и в разрезе 15-летия достаточно обоснованна.
К сожалению, приходится констатировать, что плановые органы и ведомства, ведающие работами по планировочному проектированию и городскому строительству, недооценивают всей важности этого государственного мероприятия, не ставят вопроса о подготовке и правильном использовании инженерных кадров в области городского строительства и хозяйства. Ведомства по-видимому недопонимают того, что подготовка инженеров широкого профиля для городов позволит сделать большой шаг вперед в области прогрессивных методов городского строительства и хозяйства.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
В целях обеспечения выполнения плана развития народного хозяйства СССР в области градостроительства и городского хозяйства и подготовки к дальнейшему еще более широкому развитию советского градостроительства необходимо:
1. Поручить Госплану СССР уточнить совместно с заинтересованными ведомствами действительную потребность в инженерах городского строительства и хозяйства на текущее семилетие и на 15-летие.
2. Ввести на факультетах городского строительства и хозяйства специализации по:
а) инженерной подготовке городских территорий;
б) городским улицам и городскому транспорту и движению;
в) зеленому строительству
г) районной планировке,
отразив указанные специализации в учебных планах факультетов.
3. Увеличить, начиная с осени I960 года, контингент приема студентов на факультеты городского строительства в хозяйства (с отрывом и без отрыва от производства), в соответствии с перспективной потребностью в инженерах указанного профиля и с учетом введения специализации.
4. Обязать ведомства и городские организации, ведающие городским строительством и хозяйством, замещать инженерные должности в городских коммунальных отделах инженерами, оканчивающими факультеты Городского строительства и хозяйства, прекратив имеющее место в настоящее время неправильную практику использования оканчивающих молодых инженеров городского строительства и хозяйства на работе не по их прямой специальности.
5. Организовать при факультетах Городского строительства и хозяйства крупнейших инженерно-строительных вузов кратковременные курсы повышения квалификации для руководящих работников в области городского строительства и хозяйства.
Актуальные задачи и перспективы городского строительство и хозяйства// Сборник научн. Трудов. – Вып. 2. – М.: Прима-пресс Экспо, 2009. – 224. Стр. 6 — 12.