Доклад доктора технических наук, профессора А.Е. Страментова (1902—1964) на Всесоюзном совещании по градостроительству. Москва, 1960 г.

Экскурс в историю. 

Вопрос о подготовке инженеров специалистов в области градо­строительства будет правильным рассматривать в разрезе текущего 15-летия (1960—1975 г.г.), на которое в настоящее время разраба­тывается план развития народного хозяйства СССР. Грандиозные за­дачи развития городского хозяйства, поставленные Партией и Прави­тельством  на  1959—1965 г.г., и еще более развитие перспективы на дальнейший период, требуют подготовки высококвалифицированных ин­женерных кадров для всех отраслей этого хозяйства.

Контрольными цифрами развития народного хозяйства СССР на 1959—1965 г.г, на жилищное и коммунальное строительство намечены капитальные вложения в размере 375-380 млрд.рублей. Такой не имев­ший еще места размах городского строительства предъявляет очень большие требования к своевременной подготовке достаточного коли­чества специалистов в области городского строительства.

Следует отметить, что в дореволюционной России городское строительство было незначительным по объему и простым по своему характеру.  Русские города не знали тогда ни бурного промышленного строительства, ни развития городского механического транспорта. Вопросами городского строительства в дореволюционной России зани­мались, главным образом, лица не имеющие специального высшего и даже среднего технического образования. ВУЗов и факультетов по городскому строительству и хозяйству не было.

После Великой Октябрьской социалистической революции совет­ские города, пройдя трудный путь восстановления городского хозяй­ства, вступили в реконструктивный период.

В связи с развитием промышленности возникло большое количе­ство новых городов и поселков городского типа. Если в 1926 году число городов с населением более 50 тыс.человек составляло 91, то к 1959 году это число составляет 300. Аналогично возрастает количестве городов с населением от 100 тыс. и выше. Число жителей, проживающих в городах и поселках, составляет 99,8 млн. человек, из общего числа жителей СССР в 208,8 млн. человек.

После Великой Отечественной войны 1941-45 г.г. наша страна в сжатые сроки сумела восстановить на новой основе разрушенные во время войны города и развернуть в огромных масштабах новое город­ское строительство.

Необычайный рост наших городов за послевоенные годы и техни­ческий прогресс во всех отраслях городского хозяйства привели к большому усложнению всего хозяйства городов. Для правильного ве­дения городского строительства требовались инженеры комплексного профиля, могущие решать сложные, а не только отраслевые задачи. Такого рода специалистов до 1948 года вузы СССР не выпускали. Отраслевые институты (МИИКС; ЛИИКС; КИИКС) были ликвидированы.

В 1948 году Н.С.Хрущев выдвинул вопрос о подготовке инженеров широкого профиля специально для работы в области решения задач комплексного городского строительства. В результате, начиная с 1948 года, в ряде инженерно-строительных вузов страны были органи­зованы факультеты Городского строительства и хозяйства.

В настоящее время факультеты Городского строи­тельства и хозяйства имеются в Московском, Ленинградском и Киев­ском инженерно-строительных институтах, в Харьковском институте инженеров Коммунального хозяйства и в Сталинградском институте инженеров городского строительства.

Кроме того, на строительных факультетах Уральского, Челябин­ского и Каунасского политехнических институтов имеется специаль­ность ГСХ.

Эти факультеты готовят инженеров широкого профиля, обладаю­щих комплексными знаниями в области градостроительства и город­ского хозяйства и могущих правильно решать вопросы, связанные со строительством города и его благоустройством.

Подготовка инженеров указанного профиля проводится также во всесоюзном заочном инженерно-строительном институте и на заочном отделениях других институтов.

Общий контингент студентов по специальности ГСХ в настоящее время составляет около 3000 человек, не включая заочные вузы.

В 1959 году на всех факультетах, готовящих специалистов по городскому строительству и хозяйству, было принято 580 человек.

За последние годы выпущено этими факультетами инженеров город­ского строительства и хозяйства:

в 1958 году   — 500 человек

в 1959 году  — 600 человек.

Основными направлениями специальности ГСХ являются:

1. разработка инженерных вопросов планировки городов, т.е. проектирование инженерной подготовки городских территорий под застройку;

2 . решение вопросов выбора видов городского общественного транспорта, а также проектирования городских транспортных сетей и организации городского движения;

3. проектирование и строительство городских улиц и дорог в
комплексе с инженерными подземными сетями и внешним благоустрой­ством;

4. проектирование и строительство городских мостов , набе­режных, путепроводов, эстакад, транспортных и пешеходных туннелей.

Необходимо указать, что ни в одном вузе СССР комплексных спе­циалистов в указанных областях знаний не готовят, кроме факультетов ГСХ.

Таким образом, факультеты ГСХ готовят инженеров-градостроите-лей, которые в тесном содружестве с архитекторами-градостроителями могут успешно работать в сложной и многогранной области строи­тельства советского города,

Небезинтересно отметить, что в Англии и в США имеются специ­альные высшие учебные заведения, готовящие муниципальных т.е. го-родских инженеров; во Франции по этой специальности подготовляют инженеров общественных работ;  в КНР и КНД уже организованы по примеру ССОР факультеты ГСХ; в Венгрии такой факультет находится в процессе организации.

Несмотря на проведенную в СССР большую работу по созданию факультетов Городского строительства и хозяйства, приходится признать, что потребность городов в инженерах-специалистах широ­кого профиля в области городского строительства и хозяйства далеко не покрывается.

Следует отметить, что для нормального ведения городского строительства только в Российской Федерации ориентировочно уже сейчас требуется около 2100 инженеров-градостроителей широкого профиля и до 3500 техников. Имеющиеся в настоящее время в горо­дах коммунальные отделы не располагают квалифицированными кадра­ми в городах PCФСР в этих отделах лишь 6% от общего числа работ­ников имеют инженерное высшее или средне-техническое образование.  Большинство руководящих работников хозяйства городов также  не имеют специального образования. Это обстоятельство требует помимо подготовки молодых инженеров, всемерно развивать заочное и вечер­нее образование. Кроме того, учитывая все большее усложнение го­родского строительства и хозяйства, представляется совершенно необходимым, помимо должности главного архитектора города, устано­вить в крупных городах должности главного городского инженера, с соответствующими инженерно-техническими кадрами при нём. Эти глав­ные инженеры должны будут комплексно решать все инженерные вопро­сы, возникающие в городе или области и осуществлять инженерный контроль за строительством.

Необходимо в ближайшие же годы подготовить большое количест­во инженеров-специалистов в области городского транспорта и движения. В наших городах, в связи с их территориальным развитием и повышением требований в отношении качества транспортного обслуживания населения, сети городского общественного транспорта непре­рывно увеличиваются. Одновременно возрастают размеры автомобиль­ного движения. Возникают сложные вопросы реконструкции улиц и транспортных узлов города, усложняется организация уличного дви­жения. Решение всех этих сложных транспортных вопросов требует специальных комплексных инженерных знаний в этой области город­ского хозяйства. Инженеры такой специальности в настоящее время выпускаются в явно недостаточном количестве факультетами ГСХ.

Очень большое строительство должно быть выполнено в наших го­родах по благоустройству улиц и площадей. Это прежде всего отно­сится к строительству на городских улицах и площадях усовершенствованных покрытий с предварительным упорядочением инженерных подземных сетей. Дорожное хозяйство в городах СССР очень сильно отстает от ведущегося в нашей стране огромного жилищного строительства.

Так, протяженность уличной сети в городах PCФСР составляет около 78500 км, причем улицы с твердим покрытием составляют всего лишь 28000 км (36%), из них усовершенствованных покрытий только около 15000 км (19%). Из-за отсутствия благоустроенной сети улиц, себестоимость перевозок пассажиров и грузов в ряде городов превы­шает плановые нормы.

Зачастую вопросами благоустройства уличной сети в средних и малых городах занимаются ремонтно-строительные конторы жилуправлений или жилотделов городских исполкомов.

Кроме того, в пределах Российской Федерации имеется свыше 1500 рабочих поселков городского типа, в которых вообще никто специально поселковыми улицами и дорогами не занимается.

В текущее семилетие в городах РСФСР должно быть построено около 100 тыс. км городских улиц и дорог. Общая стоимость этого строительства составляет 60 млрд.рублей.

Столь большой объем дорожного строительства требует наличия в городах квалифицированных инженерных кадров.

В настоящее время в 152 городах организованы асфальто-бетонные заводы и базы для сооружения усовершенствованных асфальто-бетонных покрытий. Но на подавляющем большинстве заводов и баз нет инженеров-специалистов в области строительства городских улиц а дорог.

Для успешного выполнения 7-летнего плана работ по городскому дорожному строительству только в городах РСФСР требуется около 2500 инженеров. Инженеров — специалистов по городскому дорожному строительству готовят только факультеты Городского строительства и хозяйства.

Имеющиеся в СССР автомобильно-дорожные институты выпустят инженеров-специалистов по междугородним магистралям, проектирова­ние и строительство которых по своей специфике коренным образом отличается от городского дорожного строительства.

В комплексе городского строительства и хозяйства видное место занимает озеленение. В современном благоустроенном городе не ме­нее 30% территории отводится под насаждения различного назначения. По норнам планировки городов насаждений в городе должно быть по­рядка 50 м2 на 1 жителя. Это  значит, что в ближайшие 13 лет в городах СССР придется создать более 500 тыс. гектар насаждений. По данным Академии коммунального хозяйства только в городах РСФСР уже теперь в год на озеленение расходуется около 1 миллиарда рублей. При таком большом объеме работ резко возрастет потреб­ность в инженерах-специалистах по зеленому строительству. В настоящее время по 90 изученным городам РСФСР  имеется специалистов-озеленителей с высшим образованием всего 13%  от общего количества специалистов, работающих по озеленению городов. Специальные расчеты показывают, что только для городов РСФСР потребуется подго­товить в 15-летнай срок не менее 2000 инженеров по зеленому строи­тельству и до 3000 специалистов-озеленителей другого профиля. Подготовка специалистов по озеленению в нашей стране ведется в совершенно недостаточном объёме. В первые послевоенные годы под­готовка инженеров зеленого строительства велась на специальных факультетах Ленинградской лесотехнической Академии им.Кирова и Московского лесотехнического института, а подготовка техников в нескольких техникумах МКХ РСФСР. Сейчас оба факультета закрыты, а техникум остался только один. Учитывая острый недостаток в инженерах, знакомых с зеленым строительством, факультет ГСХ Мо­сковского инженерно-строительного института имени В.В.Куйбышева включил в ныне утвержденный МВО СССР учебный план изучение вопросов озеленения с таким расчетом, чтобы инженер городского строи­тельства и хозяйства, выпускаемый этим факультетом, обладал хота бы основными знаниями и по зеленому строительству. Это конечно не снимает вопроса о необходимости резкого увеличения подготовки специалистов в области озеленения на факультетах архитектурных, лесотехнических и сельскохозяйственных вузов.

Громадная работа должна быть выполнена в текущем семилетии по разработке генеральных планов городов и поселков городского типа.

Так из 875 городов Российской Федерации 250 городов имеют генеральные планы развития, 250 городов имеет генеральные планы, которые необходимо переработать, и 375 городов вообще не имеет генеральных планов. В соответствии с правительственными заданиями к концу текущего семилетия, т.е. к 1965 г. все города должны получить утвержденные генеральные планы.

Кроме того, около 800 рабочих поселков городского типа нуж­даются в разработке их генеральных планов.

Необходимо усилить подготовку инженеров широкого профиля мо­гучих руководить всей инженерной частью генерального плана города и разрабатывать в соответствии со своей специализацией отдельные отраслевые вопросы; систему магистральных улиц, сети городского общественного транспорта, инженерную подготовку городских терри­торий под застройку и т.д.

В условиях современного градостроительства целесообразные генеральные планы городов могут создаваться лишь коллективом спе­циалистов-архитекторов и инженеров, работавших в тесном содружест­ве и способных решать градостроительные вопросы комплексно.

Большое значение приобрела в настоящее время районная плани­ровка.

Совет министров СССР в Постановлении от 20 февраля 1959 года «Об улучшении проектного дела в строительстве»  призвал необходи­мым: «осуществлять разработку проектов районной планировки для районов страны с тем, чтобы обеспечить рациональное размещение промышленных предприятий, электростанций, городов и поселков, общерайонных инженерных сооружений, сетей и коммуника­ций, автомобильных и железных дорог и сооружений связи. При раз­работке проектов районной планировки исходить из необходимости решения в первую очередь задач, поставленных в контрольных циф­рах развития народного хозяйства СССР  на 1959-65 годы».

Районная планировка является связующим звеном между народно­хозяйственным планированием и строительным проектированием и дает возможность осуществлять и регулировать строительство в районе по единому плану.

Совет Министров СССР этим же Постановлением поручил Советам Министров РСФСР, УССР и Казахской ССР рассмотреть и решить вопрос о создании в 1959 году республиканских проектных институтов по районной планировке и признал необходимым возложить разработку проектов районной планировки в остальных союзных республиках на существующие проектные организации.

Особое значение приобретает в текущем семилетии районная пла­нировка восточных районов СССР — Сибири и Казахстана. В течение пятнадцати лет предстоит выполнить огромный объем работы по район­ной планировке в соответствии с экономическим развитием нашей страны. Объем ведущихся в настоящее время работ по районной плани­ровке совершенно недостаточен и отстает от потребностей жизни.

По предварительным данным;  помимо уже разрабатываемых проек­тов районной планировки, в течение ближайшего 10-летия предстоит охватить районной планировкой около 80 наиболее важных промышлен­ных районов страны, в том числе: районы Кузбасса, Караганды, Север­ного Урала, Воркуты, Бурей, районы вновь открытых залежей желез­ных руд в Сибири, районы залежей цветных и редких металлов и бокситов в Казахстане,, Забайкалье и на Кольском полуострове,  райо­ны будущих гидроэлектростанций на Ангаре, Енисее, Амуре, Оби, Ир­тыше и другие промышленные районы.

Кроме того, намечается разработать проекты планировки приго­родных зон крупных городов. По ориентировочным подсчетам на пер­спективу районной планировкой следует охватить активно осваивае­мую территорию нашей страны площадью около 12 млн. кв.км, т.е. 53% всей территории СССР.

До настоящего времени районной планировкой охвачено лишь 1,4 млн кв.км. Отсюда становится ясным, какой огромный объем работ по районной планировке предстоит выполнить.

Выполнение этого решения Правительства в значительной степени задерживается отсутствием достаточного количества специалистов, подготовленных к разработке комплексных вопросов районной планировки, в том числе инженеров-градостроителей, роль которых в районной планировке весьма велика.

Сейчас во всех проекных организациях страны имеется не более 300-400 специалистов и подсобных работников, занятых районной планировкой. Этими силами можно выполнять работы по районной пла­нировке с годовым планом в 9-12 млн. рублей. В ближайшие же годы, по предварительным подсчетам, необходимо выполнить проектные ра­боты по районной планировке стоимостью 400-500 млн рублей. Совершенно ясно, что выполнение такого объема работ требует быстрейшего решения вопроса о подготовке кадров.

Достаточно сказать, что для выполнения Постановления Совета Министров РСФСР от 10 октября 1959 г. за № 1675 о разработке око­ло 350 районных планировок по Российской Федерации в 1959-19б5г.г. требуется иметь 700 инженеров-специалистов в этой области,

Между тем, специалисты подготовляемые на факультетах ГСХ по диапазону знаний с успехом могут работать и в области районной планировки.

Таким образом, как это явствует из всего сказанного вида, потребность в инженерах городского строительства и хозяйства, как в текущем семилетии, так и в разрезе 15-летия достаточно обосно­ванна.

К сожалению, приходится констатировать, что плановые органы и ведомства, ведающие работами по планировочному проектированию и городскому строительству, недооценивают всей важности этого го­сударственного мероприятия, не ставят вопроса о подготовке и пра­вильном использовании инженерных кадров в области городского строительства и хозяйства. Ведомства по-видимому недопонимают то­го, что подготовка инженеров широкого профиля для городов позволит сделать большой шаг вперед в области прогрессивных методов городского строительства и хозяйства.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

 

В целях обеспечения выполнения плана развития народного хо­зяйства СССР в области градостроительства и городского хозяйства и подготовки к дальнейшему еще более широкому развитию советско­го градостроительства необходимо:

1. Поручить Госплану СССР уточнить совместно с заинтересован­ными ведомствами действительную потребность в инженерах городско­го строительства и хозяйства на текущее семилетие и на 15-летие.

2. Ввести на факультетах городского строительства и хозяйст­ва специализации по:

а)    инженерной подготовке городских территорий;

б)    городским улицам и городскому транспорту и движению;
в)    зеленому строительству

г)    районной планировке,

отразив указанные специализации в учебных планах факультетов.

3. Увеличить, начиная с осени I960 года, контингент приема студентов на факультеты городского строительства в хозяйства (с отрывом и без отрыва от производства), в соответствии с перспективной потребностью в инженерах указанного профиля и с уче­том введения специализации.

4. Обязать ведомства и городские организации, ведающие го­родским строительством и хозяйством, замещать инженерные должно­сти в городских коммунальных отделах инженерами, оканчивающими факультеты Городского строительства и хозяйства, прекратив имеющее место в настоящее время неправильную практику использования оканчивающих молодых инженеров городского строительства и хозяй­ства на работе не по их прямой специальности.

5. Организовать при факультетах Городского строительства и хозяйства крупнейших инженерно-строительных вузов кратковременные курсы повышения квалификации для руководящих работников в области городского строительства и хозяйства.

Актуальные задачи и перспективы городского строительство и хозяйства// Сборник научн. Трудов. – Вып. 2. – М.: Прима-пресс Экспо, 2009. – 224. Стр.  6 — 12.

 

Поделись:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки