Особенности градорегулирования поселений с устойчивым развитием

Появление и развитие такой формы расселения как «экопоселение», получившее достаточно широкое распространение в новейшей истории России, представляет своеобразный социальный ответ общества на происходящие политические и экономические изменения и новации. Основу формирования экопоселений на начальном этапе их формирования в России составили, как правило, идеалистические идеи: экологическая форма построения хозяйства,  охрана окружающей среды, уход от урбанизации и индустриальной формы существования, определенный аскетизм, а также религиозные убеждения и другие.

При этом следует отметить, что во многих случаях организация экопоселений происходила стихийно, без соответствующего градостроительного обоснования и оформления градостроительной документации на территории. Это неопределенность сохраняется и до сих пор. Многие экопоселения существуют на землях, имеющих рекреационное или сельскохозяйственное назначение,  землях лесного фонда, т.е. землях –  не предназначенных для постоянного проживания людей.  Это служит существенным фактором, тормозящим их экономическое, социальное и пространственное развитие, привносящее неопределенность и временный характер их существования. Местные власти предпочитают их просто «не замечать», что отчасти связано с отсутствием генеральных планов развития территории.

С другой стороны сегодня актуальной остается задача развития сельских территорий. В Концепции устойчивого развития сельских территорий России определены цели, подходы и задачи политики государства в этой сфере:

  • создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения селом его производственной и других общенациональных функций и задач территориального развития;
  • устойчивый рост сельской экономики, повышение эффективности сельского хозяйства и вклада села в экономику страны и благосостояние российских граждан;
  • повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения, приближение села к городским жизненным стандартам;
  • замедление процесса депопуляции, стабилизация численности сельского населения и увеличение ожидаемой продолжительности жизни;
  • сокращение меж- и внутрирегиональной дифференциации в уровне и качестве жизни сельского населения;
  • рационализация использования природных ресурсов и сохранение природной среды;
  • сохранение и приумножение культурного потенциала села.

Выделены приоритетные задачи:

  • стимулирование роста сельского населения и создание условий для переселения в сельскую местность;
  • диверсификация сельской экономики и расширение источников формирования доходов сельского населения;
  • развитие альтернативных видов занятости на селе, малого и среднего предпринимательства, кадрового потенциала.
  • улучшение жилищных условий сельского населения;
  • создание современной социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в сельской местности.

Как следует из анализа приведенных задач программы, экопоселения могут внести существенный вклад в её реализацию, т.к. многие ориентированы не только на производство сельскохозяйственной продукции, но и прямо ставят перед собой аналогичные цели по стимулированию роста населения и развития сельской экономики.

Реализация градостроительной деятельности муниципалитетов: разработка правил землепользования и застройки (ПЗЗ) и градостроительных регламентов для территорий сельских поселений устойчивого развития, ориентированных на экологические технологии и образ жизни, может стать эффективным рычагом для решения задач Концепции и своеобразной легализации уже существующих экопоселений.

градорегРис. 1. Структура градостроительного регламента

Структура градостроительного регламента (рис. 1) состоит из основной и дополнительной частей. Основная часть градостроительного регламента включает виды разрешенного использования и предельные параметры разрешенного использования. Дополнительная часть градостроительного регламента, например, может содержать требования по охране окружающей среды, архитектурные требования, направленные на обеспечение единого ансамбля проектируемой застройки и др. специальные требования. К примеру, таких специальных архитектурных требований можно отнести: цвет фасадов, или крыш, который характерен для многих поселений Испании или Франции. Органы муниципального управления не только установили соответствующие правила, но в некоторых муниципалитетах осуществляют частичное или полное финансирование по оплате фасадной краски.

Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту (предельные размеры и параметры), могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, в случаях если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.

Рис. 2. Виды разрешенного использования

Для всех зон, как правило, используется одинаковая структура разрешенных видов использования земельных участков и объектов капитального строительства (рис.2), которая включает:

1)     Основные виды использования, разрешенные автоматически, «по праву» (но при условии соблюдения требований технических регламентов безопасности);

2)     Условно разрешенные виды использования, которые могут быть разрешены собственнику, застройщику (инвестору) на основании решения комиссии по землепользованию и застройке с учетом результатов публичных слушаний.

3)   Вспомогательные виды использования, допустимые только в том случае, если они реализуются как дополнительные, по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. При отсутствии на земельном участке основного вида использования сопутствующий вид использования не разрешается.

Наличие трех разновидностей видов разрешенного использования определяет один из главных эффектов градостроительного зонирования  — гибкость этого инструмента регулирования, позволяющего применять его в различных ситуациях с максимальной выгодой как для собственника  (предпринимателя, инвестора), так и для соблюдения интересов местного сообщества в целом. Суть разделения разрешенных видов использования на три группы состоит в том, что в каждую из них входят виды деятельности с разной степенью конфликтности.

Дополнительная часть градостроительного регламента должна содержать требования, определяющие ограничения в части охраны окружающей среды и способов землепользования или других видов хозяйственной деятельности.

Основные выводы и предложения.

  • —Развитие экопоселений следует рассматривать как одно из направлений решения задачи развития сельских поселений.
  • —Подготовка правил землепользования  застройки (ПЗЗ) и градостроительных регламентов – служит инструментом, позволяющим обеспечить устойчивое развитие сельских поселений и интеграцию экопоселений в реализацию Концепции развития села.
  • —Для подготовки рекомендаций по разработке ПЗЗ и градостроительных регламентов на использование сельских территорий необходима государственная (региональная) поддержка и координация в реализации Концепции развития села.
  • —Апробацию инновационного инструмента градостроительного регулирования целесообразно реализовать на одном из пилотных проектов сельского поселения.

 

Поделись:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки