o-1_0.jpg ГОУ ВПО Московский государственный строительный университет,  

Бусыгин А.В., инженер, студент 1 курса магистратуры, по программе «Формирование пространственных систем в градостроительстве»

Осенью 2012 года губернатор Московской области Сергей Шойгу утвердил план по строительству перехватывающих парковок (ПП) у железнодорожных станций Щелковского муниципального района Московской области, что, где и когда будет построено. Администрация Щелковского муниципального района совместно с Москвой, ОАО «РЖД» и министерством транспорта Московской области выделили четыре наиболее проблемных железнодорожные станции для устройства ПП  Щелковского р-на в 2012 году: Воронок, Чкаловская, Бахчиванджи и Монино. Что в итоге получилось, для людей, для удобства, быстро, качественно и недорого?Необходимость в мероприятиях для разгрузки основных автомобильных дорог направления Московская область <─> Москва, а так же запаркованных личных автомобилей вдоль автомобильных дорог рядом с железнодорожными станциями остро начала ощущаться более пяти лет назад. Дальнейшее оттягивание ситуации усугубляет проблему в арифметической прогрессии. В первых числах сентября 2012 года было принято решение об устройстве перехватывающих парковок (ПП) в М.О., в т.ч. Щелковском районе. К концу сентября 2012 года определены места размещения пилотных  ПП в Щелковском р-не – около ж.д. станций Воронок, Чкаловская, Бахчиванджи и Монино. Так же быстро сделан проект. С первым снегом началось скорое строительство и к концу 2012 года 3 из 4-х ПП заработали в тестовом режиме. Можно прямо сказать, что с нашими проблемами по выделению земли, согласованием проектной документации и бюрократической волокитой, срок менее четырех месяцев от концепции до строительства (даже с учетом малой сложности в проектировании для строительства плоскостных объектов) – это очень хороший временной результат давления властей на процесс. Но все ли так, как может казаться, насколько эффективны эти мероприятия и каков итог? Попытаемся разобраться вместе.

Основная проблема, подталкивающая к строительству ПП у ж.д. станций – это наглухо запаркованные в рабочее время обочины дорог и проездов, а так же прилегающей территории к этим самым ж.д. станциям. Почти вся масса запаркованного транспорта – личные автомобили, брошенные на обочине в течении рабочего дня, в ожидании возврата своего владельца на электричке из Москвы. Необходимость в организации мероприятий для решения этого бардака – очевидна. Конечно же парковки нужны, но не везде, а в первую очередь необходимо налаживать удобные, комфортные и доступные связи маршрутов общественного транспорта от мест проживания основной массы пассажиров до узлов пересадки с дорожного на рельсовый вид транспорта. Необходимо реорганизовывать эти самые станции в транспортно-пересадочные узлы (ТПУ), с необходимым комплексом мероприятий и сооружений для создания комфортных условий в первую очередь потребителю. Но в итоге, было принято решение построить ПП для автовладельцев, регулярно пользующихся железнодорожным сообщением, как говорится хоть что-нибудь, чем ничего.

В конце 2012 года были построены ПП и запущены в действие в тестовом режиме у ж.д. платформы Бахчиванджи (S ≈ 0.33 га), Чкаловская (S ≈ 0.08 га), Воронок – аж 2 шт. по бокам (S ≈ 0.09 + 0.16 га). У платформы Монино ПП не реализована, но в 2013 обещают. Все три ПП построены со стороны движения электричек на Москву. Расстояние от выхода с ПП до входа на платформу: пл.Бахчиванджи – 2м., пл.Чкаловская – 100м., пл.Воронок – 250 и 150м., что в общем-то является шаговой доступностью.

Что из этого получилось хорошо? ПП сегодня работают в тестовом режиме и ими можно пользоваться. Парковаться пока что можно бесплатно. В целом комфортнее и психологически безопаснее, чем у обочины, хотя никакой материальной ответственности за ваше транспортное средство никто не несет.

Недоработок конечно же достаточно. Входов и выходов – нет. Хочешь войти – через въезд, хотя эту проблему решили у пл.Бахчиванджи путем снятия нескольких секций ограждения, видно поняли, что местные жители сами дыру прорубят так, как умеют, а может быть такое решение проектом было задумано? Въезды представляют собой просто проем без ограждения, у пл.Чкаловская въезд пробит в новом ограждении стоянки и протаранен  видимо бульдозером, порванные металлические края окантовки такого единственного въезда и прохода на территорию ПП торчат в воздухе, а пройти с этой парковки на платформу можно только по проезжей части, пройти эдак метров 60, хорошо если машин не будет, ведь обочина отсутствует. Далее куча новых брошенных плит, уложенных четырехметровыми стопками, бортовой камень и др. элементы свежего строительства, все валяется как во время стройки, сдали объект, материал бросили, а люди трутся между ним и тропинки сквозь строительный хлам и снег протаптывают, т.к. территория всегда проходная и к входу на станцию ведет, соединяет автобусную остановку и захламленную брошенными стройматериалами стоянку такси с ж.д. платформой. Куда все смотрят, непонятно. Может что достроить по весне собираются, хотя утверждают что строительство закончено, а может планировали построить больше, но не получилось? Странный, но вполне логичный вопрос, такое ощущение, что это никого не интересует. Всех аккуратнее выглядят ПП у пл.Воронок. Забор везде ровный, не гнутый, шлагбаумы на месте, не утащили, как через 2 недели на оставшихся 2-х ПП. Да же закрытые ворота есть и створки наместе, не как на пл.Бахчиванджи, одна прикрыта, а вторую лямочка заменяет. А ведь только-только построили. При въезде на все ПП установлена контейнер-бытовка, коммуникации отсутствуют, но хоть газовый обогреватель поставили, ведь там в три смены, круглые сутки, сидят и охраняют что-то, вроде как расписание и неработающий автомат продажи билетов. А как же он заработает если электричество не подведено? Столбы освещения по периметру установлены, значит свет будет. Проблема, как часто бывает с землей, кому отойдет, городу или ржд. Тогда как же строительство шло, если с землеотводом проблемы, откуда разрешение на строительство… а может все нормально, просто условий на подключение не дают или денег не хватило, то же вопрос. Но это все бюрократия. И такие крупные и другие мелкие недочеты сплошь и рядом.

Так что же в итоге сделано? На свободной от территории, в шаговой доступности от пл. Воронок, Чкаловская и Бахчиванджи построены парковки. Покрытие из плит, забор по периметру сетчатый, стоят без электрификации столбы освещения, есть  въезд он же вход, при нем бытовка с дежурным, рядом расписание электричек и неработающий автомат по продаже билетов – самое дорогое и охраняемое видимо, кое-где на въезде еще сохранились установленные неработающие шлагбаумы, на заборе вывеска – Перехватывающая парковка (Parking), сбоку баннер: «Мы открылись, работаем в тестовом режиме».

Что же в итоге, все это работает? Скажу помягче, что-то как-то не очень. У пл.Бахчиванджи раньше припаркованных автомашин пассажиров ж.д. было 3-5шт. Здесь всех меньше пассажиров из рассматриваемых станций. Сегодня, просторная парковка, в шаговой доступности площадью боле 0,3 га машин эдак на 140-150. Откуда же машины возьмутся? Все просто, кто ходил до электрички пешком, из находящихся рядом поселков Леониха и Звездный, теперь на личном автотранспорте до парковки ездят – это не хорошо и не плохо, т.к. новых дорожных проблем эти водители не создают, но общественным транспортом было бы лучше и грамотнее. Нужно только организовать общественные маршруты. Так же паркуется очень небольшой процент любителей добраться до работы личным транспортом, типа меня, что безусловно разгружает единственную дорогу в Москву – Щелковское шоссе, но опять же – это сегодня всего лишь 10-15 машин, что лучше чем ничего, хотя перспективы есть. Кроме того на данную ПП могут приехать и жители соседней, перегруженной личным автотранспортом, станции Чкаловская, всего лишь минута езды. Почему не едут? Видимо не осведомлены, но в перспективе, возможно.

У пл.Чкаловская ситуация сложная, все подъездные дороги к станции раньше были впритык забиты, запаркована личным автотранспортом была все свободная территория в радиусе до 400 метров, в т.ч. и отдаленная бесплатная городская парковка. С появлением непродуманной ПП, площадью менее 0,08га, что около 32 машин, ситуация ровным счетом не изменилась. Как парковались, так и паркуются, хотя и ПП полностью забита. Причем в выходные дни парковка пустая, а обочины дорог местами запаркованы, лень русскому человеку лишние 50-100 метров пройти. Единственный на мой взгляд выход – это наладка общественного колесного транспорта до ж.д. платформы с устройством всех необходимых мероприятий, в т.ч. и ТПУ. В целом такое ощущение что ПП у пл.Чкаловская на 2/3 не достроили, почему – вопрос, опять же проблема с землей самая реалистичная.

У пл.Воронок самая сложная ситуация. Огромный поток пассажиров в 2,5 млн.чел. ежегодно, в т.ч. и на автомашинах. В рабочее дни запаркованы все свободные места обочин подъездных дорог, дворов и прилегающей территории к платформе Воронок в радиусе более 300м. ПП построены по краям, на расстоянии около 150, 250 м. от входа на платформу. Их площадь около 0,09 и 0,16га, что является общей вместимостью около 90 машин. Сегодня их заполненность составляет по 6-8 машин на каждой ПП в рабочие дни. В выходные же дни парковки пустуют, а прилегающие территории все так же запаркованы. Тут то ли люди не осведомлены, то ли опять же, лень пройтись лишние 100-200 метров, непонятно. В перспективе, небольшие изменения в лучшую сторону возможны, но в данной ситуации однозначно нужно строить ТПУ с комплексом необходимых мероприятий.

Так с чего же нужно было начинать мероприятия? Вывод один – единственный способ решения напряженной транспортной ситуации, — это ограничение использования личного транспорта, предварительно создав и наладив бесперебойную, интенсивную, комфортную и удобную потребителю работу общественного транспорта. Что бы не на машины пересаживались, а наоборот и с удовольствием.

Ну что ж, ПП построены и будут строиться дальше. Общее количество подобных парковок по всем районам Московской области будет около 300 из них еще 4 будет построено по этой ж.д. ветке. Губернатор М.О. сказал – значит нужно. То что где-то недоработки в построенных ПП, — ну так это же пилотный проект; электричества нет, — ну ведь и режим тестовый. А то, что это почти не эффективно, мало кого волнует, здесь, видимо, самым важным было до конца года деньги освоить. А вероятнее всего деньги на эти пустяковые и элементарные мероприятия были заложены не малые. Напрашивается пример: Стадион Friends Arena (Стокгольм, Швеция), заложен 07.12.2009, сдан 27.10.2012, вместимость 50-65 тыс.чел., стоимость постройки 192млн.евро; стадион Газпром-Арена (Санкт-Петербург, Россия), заложен 08.2007, срок сдачи 2015, вместимость 65 тыс.чел., стоимость строительства 1 млрд. 150 млн.евро. Похоже что и здесь не без мистики. Да и так, между делом, вернемся на землю, на этих станциях (пл.Чкаловская и пл.Воронок) в вагон электричек в час пик зачастую не войдешь, не важно на чем ты приехал или пешком пришел.

В итоге со вкусом? Ну конечно же, разве не чувствуется. Для людей, для удобства? А для кого ж еще, пользуйтесь на здоровье, все продумано до мелочей, не нравится, ну так и вкусы у всех разные. Безопасно? Конечно, будка с охраной вон стоит. Эффективно? Вряд ли. Быстро, качественно и недорого? Давно известно, взаимоисключающие понятия, выбирай любые два пункта, оставшийся меняй на противоположный. В нашем случае получается исключение, одно понятие — быстро, на счет качества и стоимости повторяться смысла нет.

Поделись:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки