Транспорт, осуществляющий транспортное сообщение города с пригородами, другими городами и населенными пунктами относится к внешнему транспорту. Это автомобильный, железнодорожный, водный, авиационный виды транспорта.Внешние перевозки разделяются на грузовые и пассажирские, а по протяженности – на дальние, местные и пригородные. Деятельность внешнего транспорта всех видов в определенном отрезке времени оценивают следующими показателями:

  • объем пассажироперевозок, пасс./год, пасс./месс, пасс./сутки;
  • пассажирооборотом, который вычисляется умножением объема пассажироперевозок на среднюю дальность перевозки, пасс.км/год;
  • объем грузоперевозок, т/год;
  • грузооборотом, который вычисляется умножением объема грузоперевозок на среднюю дальность перевозки, ткм/год.

Качество работы транспорта определяется множеством показателей, как то: скорость, регулярность, комфорт передвижения, сохранность багажа и грузов, стоимость и безопасность.

Железнодорожный транспорт – один из самых распространенных видов внешнего транспорта большинства городов. Он характеризуется большой пропускной и провозной способностью, обеспечивает возможность обслуживать массовые грузовые и пассажирские перевозки.

Водный транспорт распространен в городах, расположенных на берегах судоходных водоемов – океанов, морей, рек. Морские и речные порты, как инженерные сооружения водного транспорта оказываю существенное влияние на структуру городского плана. Морские порты располагаются либо непосредственно на побережье морей и океанов, либо в морских устьях рек. Основное назначение порта – обеспечить погрузку-разгрузку грузов и посадку-высадку пассажиров, дать укрытие судам от волн, а также обеспечить снабжение и ремонт судов.

Торговые порты делятся на порты общего назначения, специализированные, промысловые, военные.

Речные порты разделяются по местоположению на порты на свободных реках и порты на шлюзованных реках и каналах.

Воздушный транспорт играет все возрастающую роль во внешних связях города и занимает большое место в пассажироперевозках, благодаря способности обеспечить высокие скорости сообщения. Для пользования воздушным транспортом сооружаются аэропорты, включающие территорию аэродрома и аэровокзал. Аэродром – территория , оборудованная специальными инженерными сооружениями (взлетно-посадочными полосами, рулежными площадками, ангарами, пунктом управления полетами и другие), необходимыми для нормальной регулярной эксплуатации самолетов и выполнения грузовых и пассажирских операций. В современных условиях аэропорты служат крупными транспортно-пересадочными узлами, связанными с железнодорожным и автомобильным транспортом. Помимо технической части (аэродрома) на территории аэропорта располагаются стоянки личного и общественного транспорта, такси, здания гостиницы и аэровокзала. Здание аэровокзала предназначено для обслуживания пассажиров, приема прилетающих  вылетающих рейсов, регистрации и доставки пассажиров и багажа к самолетам и от самолетов в здание аэровокзала, должно обеспечить безопасность и комфорт их пребывания.

Аэропорты располагаются в пригородной зоне, их местоположение выбирается с учетом географических условий и технических требований, таким образом, чтобы воздушные подходы к аэропорту находились на достаточном удалении от городской территории, обеспечивающим акустический комфорт. Аэропорты, как правило, находятся на удалении 30 – 60 км и могут обслуживать жителей нескольких городов городской агломерации. Известны крупные аэропорты находящиеся в пределах города, например, аэропорт Тигель в Берлине (Германия), Малага (Испания).

Организация внешних транспортных связей занимает важное место в транспортной инфраструктуре города. Для этого в планировке городского пространства предусматривается специальная зона связи внешнего транспорта, в которой размещаются вокзалы, пассажирские станции, порты и др. Проектирование этой зоны осуществляется как  комплексная система в органической связи с улично-дорожной сетью и городским общественным транспортом.

В соответствии с градостроительными и специальными техническими требованиями железнодорожные вокзалы размещают со стороны основной части селитебной зоны, обеспечивая удобные связи с центром города, его жилыми и промышленными районами. Пассажирские автовокзалы целесообразно размещать в районах расположения учреждений массового посещения населения (торгово-развлекательных центров, выставок и др.), расположенных на выходах автомобильных магистралей дорог общей сети, ведущих на внешние скоростные автомобильные дороги и магистрали.

Морские и речные порты следует располагать за пределами селитебных территорий, на расстоянии не ближе 100 м от жилой застройки.

Городские аэровокзалы целесообразно располагать на направлениях следования скоростного общественного транспорта. В современных городах и агломерациях для связи с аэропортами проектируются специальные транспортно-пересадочные узлы. В них обеспечивается перераспределение пассажиропотоков между различными видами транспорта (внешнего и городского), а также предусматривается возможность пересадки пассажиров с одного на другой вид транспорта (авиационного, железнодорожного, автомобильного).  Следует отметить, что роль железнодорожного скоростного транспорта для доставки пассажиров в аэропорты неуклонно возрастает, что позволяет разгрузить автомобильные магистрали, снизить нагрузку на автомобильный общественный транспорт.

Поделись:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки