началоГКУ «Московский центр градостроительного развития территорий» объявил конкурс идей по освоению подземного пространства столицы. Под землей должны быть размещены парковки автомобилей, склады, торговые и выставочные галереи, а также улицы и площади. Как выбрать из них те, которые разрешат, а не усугубят «земные» проблемы столицы и при этом не разорят городской бюджет, попыталась разобраться обозреватель «Московской перспективы» Дарья Быстрова в главной статье номера 35 (934) 2-8 октября 2012 г.Первая подземная улица может связать станцию метро «Университет» с главным зданием МГУ им. М.В. Ломоносова, сообщила со ссылкой на ГКУ «Мосградцентр» газета «Известия». Улица должна сократить время, которое студенты тратят на многочисленные пешеходные переходы на этом участке. Впрочем, даже неспециалисту ясно, что подобный проект, если он реально существует, мягко говоря, сыроват. Куда проще и в разы дешевле решить эту точечную проблему, обустроив обычный подземный или надземный переход у метро.

«Москва только начинает исследовать возможность освоения подземного пространства, — цитирует руководителя ГКУ «Мосградцентр» Олега Рыжкова пресс-релиз департамента градостроительной политики Москвы. — На данном этапе важно понять, насколько имеющиеся зарубежные решения в этой области применимы к столице. Сегодня наша основная идея — разделить транспортные потоки и пешеходные маршруты. При этом должно быть соблюдено требование — не создавать дополнительные точки притяжения населения Москвы и гостей столицы, а рассредоточивать сложившиеся наземные пешеходные и транспортные потоки для формирования комфортной городской среды и обеспечения безопасности людей». Первый проект был реализован при реконструкции Манежной площади.

Посыл понятен. Но возникает вопрос: как найти баланс цены, качества, удобства горожан, красоты города и многих других критериев при освоении московского подземелья?

Чужие успехи

В отличие от развитых стран в российской столице подземное строительство только начинается. Но в этом есть и преимущество — мы сразу можем использовать передовые технологии. Например, изучив опыт Барселоны, где, спустившись в подземный переход, оказываешься на железнодорожном вокзале. Или Мадрида, где старинный наземный вокзал превратили в зону ожидания с прекрасным ботаническим садом, а к поездам путешественники проходят также под землей. У парижского высотного района Дефанс внизу пересекается несколько транспортных уровней: и железные дороги, и метро, и автодороги. Подземелья Монреаля, довольно близкого к Москве по климатическим характеристикам, — вообще отдельный город. 32 километра подземных улиц связывают там жилые дома, рестораны, магазины, музеи, станции метро и железной дороги. В результате даже зимой в рубашке и костюме там можно пройти под землей чуть ли не полгорода. Местные жители так и говорят: «Летом мы живем наверху, а зимой – внизу». В Торонто подземная улица протянулась на 27 километров. В японской Осаке и в Лондоне построены подземные города, стилизованные под запутанные лабиринты. Набережные Мадрида, Бостона и Сеула благодаря подземным транспортным тоннелям превратились в зоны отдыха горожан, а части города, разобщенные реками, стали легкодоступными. А в Хельсинки все очистные сооружения перенесли под землю: процесс происходит непосредственно под жилыми домами, при этом жители не испытывают никаких неудобств. В 2008 г. был разработан проект АМФОРА (Альтернативное многофункциональные подземное пространство Амстердама).

Условия конкурса

Документы для участия в конкурсе принимаются с 26.09.2012 по 29.10.2012. Данная работа проводится в рамках мероприятия 3.10 «Подготовка и реализация программы освоения подземного пространства города Москвы на период 2012—2014 гг.» государственной программы «Градостроительная политика». Заказчик — ГКУ «Мосградцентр».

Исполнителю работ предстоит подготовить предложения по размещению объектов многофункционального подземного общественного пространства для рассредоточения пешеходных потоков, сложившихся в Москве на поверхности. Для этого разработчику необходимо собрать исходные данные на территории города в границах МКАД, провести анализ имеющихся проектных проработок и принятых решений по объектам подземного строительства в Москве, а также изучить уже имеющийся зарубежный опыт в этой области.

Над землей авторам предстоит изучить перспективы развития улично-дорожной сети, транспортного обслуживания территорий и организации пешеходного движения с учетом историко-культурных и природоохранных ограничений. Под землей необходимо рассмотреть возможность совмещения объектов общественного подземного пространства с уже существующими станциями метрополитена, подземными уровнями жилых и общественных зданий, торговых центров и парковок.

Ожидается, что для рассмотрения на заседании правительства Москвы предложения будут сформулированы к маю 2013 года.

По информации пресс-центра департамента градостроительной политики города Москвы.

«Московская перспектива» http://www.mperspektiva.ru/

Поделись:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки