Немов П.П., Козлов П.И., Елистратов Д.А., Золоторевская Ю.Г., студенты ГСХ 4 курс (работа выполнена в 2011 г.)

Во всем мире, пробки являются одной из основных проблем мегаполисов и больших городов . И давно уже не секрет ,что добраться из одной  части крупного  города в другую на личном транспорте мероприятие довольно затратное по времени. Увеличение времени передвижения людей по городу приводит к накоплению ”транспортной усталости” и как следствие снижает работоспособность. Из-за неуклонно увеличивающегося количества индивидуальных транспортных средств очень остро стоит проблема  анализа реальной дорожно-транспортной ситуации в городах. Одним из способов  анализа транспортной ситуации является проектирование с  использованием программного  обеспечения PTV  VisionVissim.

В современной инженерной науке при планировании и анализе немыслимо обходиться без инструмента имитации, а особенно, если речь идёт о планировании движения. Работа программы VISSIM основывается на имитационном микромоделировании транспортных потоков. VISSIM способен моделировать не только транспортное движение. Ему по силам создание моделей движения воздушных и морских судов, движение по автостраде, магистральное, смешанное, велосипедное, а также пешеходных потоков.

Простой интерфейс  существенно сокращает время при проектировании, а использование функций регулирование скоростей различных видов транспорта  и моделирование манеры езды водителей еще больше приближает проект к реальности. Возможность выполнения проектов в режиме трёхмерной анимации делает VISSIM незаменимым помощником при согласовании проектов в органах власти.

Данная программа уже зарекомендовала себя в США и во многих странах Европы.  По результатом анализа участка улично дорожной сети города с помощью математической модели можно сделать выводы, позволяющие принять наиболее точные проектные решения. VISSIM  позволяет рассмотреть все возможные закономерности развития транспортной ситуации на моделируемом участке и оценить транспортную эффективность предложенных мероприятий.

Разумеется, чтобы модель действительно «работала» нужно ее создать и настроить, а для этого необходимы тщательные натурные обследования, иногда социологические опросы.

В программе Vissim нами была создана микромодель транспортно-пересадочного узла в районе ст. м. Бабушкинская на пересечении Улицы Менжинского и Енисейской. Цель исследования – оценка работы ТПУ и выявления комплекса мероприятий по улучшению ситуации в данном узле (рис.1).

model

Модель представляет собой перекресток, состоящий из: трех наземных, регулируемых светофором, пешеходных переходов, одного подземного пешеходного перехода, четырех остановок общественного транспорта, одной трамвайной остановки и станции метро с пятью выходами.

Проведённое нами натурное обследование позволило создать реальную ситуацию в районе ст. м Бабушкинская. При этом нами было выявлено: нарушение правил дорожного движения, несанкционированная парковка маршрутных транспортных средств, отсутствие карманов для остановки общественного транспорта, отсутствие санкционированных парковочных мест, загруженность отдельных полос движения припаркованным индивидуальным транспортом, изношенность дорожного полотна и другие.  Достоверные данные о геометрии уличной сети, входящей интенсивности и составу транспортных потоков, а также о действующем светофорном регулировании были включены в модель.

Данный транспортный узел представляет собой довольно типичный для города Москвы проблемный участок. Ситуация в нем такова, что интенсивность движение транспорта превышает нормативы и заложенную пропускную способность, а главной проблемой является левый поворот на перекрестке. Основными задачами, которые мы пытаемся решить при помощи имитационного моделирования, является:

  • выбор оптимальной схемы организации движения на участке улично-дорожной сети;
  • анализ влияния наземного транспорта общего пользования на дорожно-транспортную ситуацию, оценка эффективности внедрения выделенных полос общественного транспорта;
  • проектирование, тестирование и оценка влияния режима работы светофора на характер транспортного потока;
  • оценка транспортной эффективности вариантов проектных решений;
  • прогнозирование загрузки участков улично-дорожной сети  и возникновения «заторовых» ситуаций при различных вариантах организации дорожного движения;
  • отработка сценариев “что будет если…»;
  • оценка развития прилежащих территорий, с целями выявления увеличение интенсивности потоков на проектный период.

Смоделировав наиболее приближенный к реальной ситуации транспортный узел в программе и оценив его работу, мы выявили, что на эффективность работы ТПУ влияет: время нахождения в сети, количество транспортных средств, количество заторов в сети, задержки по причинам остановок,  регулирования и человеческого фактора, длина затора, количество остановок, плотность движения, интенсивность движения, время в пути, время ожидания пассажирами общественного транспорта, светофорное регулирование, частота переключения ССУ и много другое. Также мы выделили 3 группы мероприятий, позволяющих улучшить пропускную способность  данного перекрестка:

  1. Административные (ужесточение контроля за соблюдением ПДД, путем установки камер видеонаблюдения)
  2. Организация движения (установка дополнительных знаков дорожного движения, выделения отдельной полосы для общественного транспорта)
  3. Реконструктивные (создание дополнительных парковочных мест на базе первого этажа ТЦ «Радужный», установка на тротуарах защитного ограждения, перемещение автобусных остановок на максимально разрешённое по СН расстояние).

Для успешного планирования и управления транспортными потоками необходимо знать ситуацию на дорогах, в том числе и информацию об интенсивностях движения. Получить такого рода информацию можно различными путями — замеры «вручную», данные с детекторов. А для ее хранения и обработки необходим специальный инструмент. В настоящее время VISSIM является единственным в своем роде инструментом для имитационного моделирования взаимодействия пешеходов и транспортных средств.

faren

Транспортная ситуация в Москве актуальна на сегодняшний день. С интенсивным ростом городов, растет и потребность в развитии уличной дорожной сети. Автомобильные «пробки» являются не причиной, а следствием транспортной проблемы в городе. Бороться же со следствием, не обращая внимания на причину нет смысла. Решение проблемы отдельно взятого транспортного узла не даст эффекта. Реально повлиять на транспортную ситуацию сможет только грамотно спланированная система мероприятий в масштабах жилого района или всего города.

Для успешного планирования и управления транспортными потоками необходимо знать ситуацию на дорогах, в том числе и информацию об интенсивностях движения. Получить такого рода информацию можно различными путями – замеры «вручную», данные с детекторов. А для ее хранения и обработки необходим специальный инструмент. В настоящее время Vissim является единственным в своем роде инструментом для имитационного моделирования.

Литература:

  1. Швецов В.Л. Андреева Е. А. « Управление транспортной модели на основе компьютерной модели  PTV Vision», Санкт-Петербург.
  2. Руководство пользователя программным обеспечением PTV Vision Vissim.

 

 

 

Поделись:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки