Лекция 4.  Курс: "Муниципальное управление и территориальное планирование

Организационная структура местного самоуправления.

Организационные основы местного самоуправления предполагают решение комплекса вопросов, связанных с определением и наименованием органов и должностных лиц местного самоуправления, определения их статуса, круга обязанностей, системы взаимоотношений, разграничение полномочий между ними, установление порядка принятия решений.

Организация местной власти предполагает наличие в муниципальном образовании представительного органа, администрации, которой на принципах единоначалия руководит глава местной администрации и высшего должностного лица. Закрепление правового статуса администрации позволяет регулировать взаимоотношения исполнительных органов с представительными органами местного самоуправления и с исполнительными органами государственной власти субъекта РФ, а также весь бюджетный процесс, предусмотренный Бюджетным кодексом РФ. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемого по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. закреплены следующие модели реализации муниципальной власти по признаку соотношения правовых статусов органов муниципальной власти и ее должностных лиц, структуры органов местного самоуправления, способов их формирования, а также числа жителей муниципального образования и граждан, обладающих избирательным правом:

1) представительный орган — глава муниципального образования, избранный местным населением и являющийся главой администрации;

2) представительный орган — глава муниципального образования, избранный местным населением и являющийся председателем представительного органа;

3) представительный орган — глава муниципального образования, избранный из числа депутатов;

4) сход граждан — глава муниципального образования, избранный на сходе и являющийся главой администрации;

5) представительный орган — глава муниципального образования, совмещающий должности председателя представительного органа и главы местной администрации;

6) представительный орган муниципального района, составленный из депутатов и глав поселений, входящих в муниципальный район, — глава муниципального образования, являющийся председателем представительного органа.

Контрольный орган муниципального образования образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах,  и не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

Представительный орган муниципального района может состоять из глав поселений и из депутатов представительных органов поселений, входящих в состав муниципального района. Он также может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района. Порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение одного месяца со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района.

Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

7 человек — при численности населения менее 1000 человек;

10 человек — при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

15 человек — при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

20 человек — при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

25 человек — при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

35 человек — при численности населения свыше 500 000 человек.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Территориальное общественное самоуправление (ТОС)

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан:

ü  подъезд многоквартирного жилого дома;

ü  многоквартирный жилой дом;

ü  группа жилых домов;

ü  жилой микрорайон;

ü  сельский населенный пункт, не являющийся поселением;

ü  иные территории проживания граждан.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.  Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может зарегистрировано в организационно-правовой форме некоммерческой организации (юридическое лицо).

Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:

1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;

2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;

3) избрание органов территориального общественного самоуправления;

4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;

5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;

6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.

К основным задачам, которые входят в сферу деятельности ТОС относятся:

1) представлять интересы населения, проживающего на соответствующей территории в органах публичной власти, вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления;

2) обеспечивать исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

3) осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет собственных средств граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета.

Основное назначение  территориального общественного самоуправления заключается в том, что ТОС служит связующим звеном между гражданами и органами местного самоуправления в системе институтов организации жизни в обществе. Главная цель ТОС  — это организация граждан для реализации собственных инициатив по вопросам местного значения, что качественно отличает территориальное общественное управление от других общественных институтов, с которыми его часто сравнивают (общественных объединений, товариществ собственников жилья, политических партий).

Фактическое развитие ТОС зависит от многих факторов:

  • уровня развития правовой культуры населения;
  • уровня гражданского правосознания населения;
  • уровня активности участия населения в общественной жизни и т.д.

В совокупности эти  показатели характеризуют социально-политический  уровень развития общества, очевидно, что только в развитом обществе и будет реально действовать ТОС. Следовательно, если в определенном обществе функционирует и активно развивается ТОС, значит, это общество в целом достигло высокого уровня развития, правосознания, гражданской активности и правовой культуры; в нем сформировалось подлинное гражданское общество и развиты демократические начала.

Поделись:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки