Улично-дорожная сеть города и городской транспорт формируются как единая система, структура которой определяется размерам города его планировочной организацией. Задачи формирования этой системы обусловлены необходимостью установления взаимосвязей между различными частями городской территории – функциональными зонами, районами, центрами. Решение этих задач должно обеспечить наименьшие временные затраты населения на достижение мест приложения труда, общественных центров, мест отдыха и других центров тяготения, установление кратчайших связей между ними. Достижение этой цели возможно путем проектирования планировочной структуры и транспортной сети города. Оценка эффективности и согласованности планировочной структуры и транспортной сети выполняется с использованием специальных критериев: показателей затрат времени на передвижения; транспортной подвижности населения (число поездок в год на 1 жителя); доступность центра города (измеряется во времени); средней длины поездки и др.
Согласно строительным нормам и правилам (СНиП) транспортные магистрами подразделяются на магистральные дороги и магистральные улицы. Проектирование городских улиц и дорог ведется на основе схемы соподчинения их по категориям (рис. 1).
Магистральные дороги соединяют между собой удаленные промышленные и селитебные районы, обеспечивают выходы на внешние (федеральные, районные) автомобильные магистрали, ведущие к аэропортам, крупным зонам массового отдыха, другим городам и населенным пунктам. Внешние выходы системы магистральных улиц и дорог проектируются так, чтобы не создавать возможность для пропуска транзитных транспортных потоков через город и его центр. Средние, большие и крупные города должны иметь не менее двух присоединений к внешним автомобильным дорогам I и II категории.
Рис. 1. Принципы трассировки магистральных улиц и дорог и соподчинение по категориям (ЦНИИП Градостроительства).
1 – внешняя скоростная магистраль; 2 – городская скоростная магистраль; 3 – общегородская магистраль с непрерывным движением; 4 – общегородская магистраль с регулируемым движением; 5 – магистраль районного значения; 6 – трасса скоростного рельсового общественного транспорта; 7 – местный проезд; 8 – транспортный узел; 9 – прочие пересечения.
Магистральные улицы устанавливают связи между промышленными и жилыми районами с общественными центрами города, обеспечивают выход на другие улицы и дороги. Магистральные улицы городского значения трассируются между жилыми районами, как правило, не пересекая их территорию.
Выходы на внешние скоростные магистрали осуществляются через городские скоростные магистрали. К трассам скоростных магистральных дорог присоединяются магистральные улицы общегородского назначения, к которым ведут магистрали районного значения (рис.2).
Рис. 2. Основные магистральные улицы и дороги в плане города (по О.К.Кудрявцеву):
1 – внешняя скоростная дорога; 2 – городская скоростная дорога; 3 – общегородская магистраль с регулируемым движением; 4 – магистраль районного значения.
Скоростные дороги проектируются в крупных и крупнейших городах если территория и система расселения города складывается из разобщенных между собой планировочных районов, а также при ясно выраженной протяженной линейной конфигурации города и его селитебной зоны с расположенными на концах продольной оси крупными местами приложения труда. Скоростные дороги также необходимы при наличии в городе крупного производственного комплекса, удаленного от селитебной территории на значительное расстояние.
Низовая городская дорожная сеть включает улицы и дороги местного значения, к которым относятся:
- жилые улицы, используемые для транспортной (без пропуска общественного транспорт) и пешеходной связи жилых микрорайонов и групп жилых зданий с магистральными улицами районного значения;
- дороги промышленных и коммунально-складских районов;
- пешеходные улицы и дороги для связи с местами приложения труда, учреждениями и предприятиями обслуживания населения, местами отдыха и остановочными пунктами общественного транспорта.
- велосипедные дорожки.
Планировочные системы городских улиц
В крупных и крупнейших городах, как правило, представлены все приведенные выше категории улиц и дорог, в малых и средних городах магистральная дорожная сеть может иметь несколько улиц городского и районного значения (рис.3).
Рис. 3. Структуроформирующая роль автомобильных дорог и магистральных улиц в городах (по Г.А.Малояну): а) малых; б) средних; в) крупных городах;
1 – внешние скоростные дороги; 2 – городские магистрали; 3 – прочие улиц и дороги; 4 –центр жилого района.
Степень развитости транспортно-планировочной структуры города определяется показателем плотности транспортной сети. Плотность транспортной сети оценивается отношением протяженности магистралей к площади обслуживаемой территории городской застройки и измеряется в км/км2. Его среднее значение принимается равным 2,2 – 2,4 км/км2, в центральных районах города, которые наиболее интенсивно используются значение этого параметра может достигать 3,5 – 4,5 км/км2, а на периферии (спальные районы) — 1,5 – 2 км/км2. Плотность транспортной сети определяется устройством остановочных пунктов массового уличного транспорта при дальности подходов к ним 500 – 600 м.