Лекция 12. Курс: «Муниципальное управление и территориальное планирование»
Тема 4. Управление социально-экономическим развитием муниципального образования
4.2. Условия и факторы социально-экономического развития муниципального образования.
Муниципальное образование как сложная социально-экономическая система должно одновременно обладать и нацеленностью на благоприятные изменения и устойчивостью к неблагоприятным внешним воздействиям. Текущее управление социально-экономическим состоянием муниципального образования заключаются в том, чтобы поддерживать системы жизнеобеспечения города и качество муниципальных услуг на достигнутом уровне, не допуская их ухудшение. Перспективное управление – управление развитием нацелено на повышение качества жизни населения. Управление состоянием и управление развитием две основные задачи управленческой деятельности. Обеспечение устойчивого социально-экономического развития муниципального образования предполагает последовательное решение следующих взаимосвязанных задач.
- Получение объективных сведений о существующей социально-экономической ситуации, сложившейся на территории муниципального образования, которые могут быть получены на основе анализа текущей социально-экономической ситуации в муниципальном образовании и анализа внешних условий развития. Эти аналитические сведения служат основой разработки программы.
- Преступая к разработке программы, прежде всего, следует определить (выбрать) цели направления и общей стратегии дальнейшего развития.
- Разложение общей цели развития на систему взаимосвязанных целевых программ.
- Разработка механизма достижения целей развития.
В качестве механизмов реализации программы выступают:
- Маркетинг территории.
- Инвестиционная политика.
- Градостроительное развитие территории муниципального образования.
- Создание инфраструктуры, обеспечивающей развитие.
- Поиск и использование кредитных ресурсов.
Анализ внутренней ситуации, т.е. текущего социально-экономического состояния муниципального образования, позволяет оценить имеющиеся ресурсы и перспективные возможности и направления развития. Анализ внешних условий развития, включая общую социально-экономическую ситуацию в стране, состояние нормативно-правовой базы, систему и подходы к управлению социально-экономическим развитием в государстве и конкретном регионе, позволяет выделит и учесть проблемы, которые могут возникнуть при разработке и реализации планов и программ развития муниципального образования.
Управление социально-экономическим развитием России регулируется Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», положения которого могут и должны быть использованы при разработке прогнозов, концепций и программ комплексного социально-экономического развития на муниципальном уровне. При этом необходимо обеспечить взаимосвязь и взаимообусловленность развития страны, отдельных регионов и муниципальных образований. Особенно важна взаимосвязь задач регионального и муниципального развития, поскольку любой хозяйственный комплекс, служащий объектом регионального планирования, располагается на территории какого-либо муниципального образования. Именно здесь протекают основные процессы социально-экономического развития. Поэтому принципы региональной политики государства, регионального планирования могут стать методологической базой для планирования социально-экономического развития муниципальных образований.
Региональное прогнозирование и планирование должно содержать экологически обоснованное размещение производственных сил, т.к. это напрямую затрагивает интересы муниципальных образований. Без разрешения противоречий между развитием производства и обеспечением экологической безопасности территорий невозможно говорить об устойчивом развитии.
Система планирования и перспективного социально-экономического развития территорий РФ в новых экономических условиях опирается на целевые программы, которые можно классифицировать по статусу, назначению, срокам, направленности и механизмам реализации.
По статусу целевые программы подразделяются на федеральные, межрегиональные и муниципальные.
По назначению различают комплексные целевые программы, обеспечивающие социально-экономическое развитие страны, региона, муниципального образования и проблемные целевые программы, обеспечивающие решение одной определенной проблемы. Среди муниципальных программ преобладают проблемные.
По срокам реализации программы делятся на краткосрочные (1 год), среднесрочные (3 – 5 лет) и долгосрочные (10 – 15 лет) целевые программы.
По направленности решаемых проблем различают социальные, экологические, экономические, научно-технические и др.
По механизму реализации различают заказные целевые программы с заранее определенными исполнителями и конкурсные, когда исполнители выбираются комиссией после утверждения программы и объема ее финансирования.
Муниципальные образования, на территориях которых реализуются мероприятия федеральных и региональных целевых программ, могут получать инвестиции из федерального и регионального бюджетов. Часть этих средств может быть направлена на развитие и реализацию муниципальных социальных программ, если они являются частью федеральных и региональных целевых программ.
В последнее время усиливается связь целевых программ с бюджетным процессом, что предполагает использование в бюджетном процессе ведомственных целевых программ. Разрабатываемая концепция предполагает замену «сметного принципа планирования бюджетных расходов» на «программно-целевой».
Основные различия между централизованными и ведомственными целевыми программами заключаются в следующем:
- уровень утверждения (централизованные программы утверждаются высшим органом исполнительной власти соответствующего уровня, а ведомственные – соответствующим субъектом бюджетного планирования);
- характер и значение – межотраслевые (централизованные программы) или внутриотраслевые (ведомственные программы);
- содержание программных мероприятий (централизованные программы, как правило, включают крупные по объему работ, срокам и финансированию мероприятия, ведомственные предусматривают реализацию менее крупных мероприятий или программное объединение расходов на предоставление определенного вида услуг);
- источник финансирования (централизованные программы финансируются непосредственно из бюджетов, а ведомственные за счет средств, выделенных бюджетами конкретным субъектам бюджетного планирования).
Таким образом, централизованные целевые программы служат инструментом экономической политики, а ведомственные – инструментом бюджетного управления (планирования, отчета, анализа) органов исполнительной власти соответствующего уровня.
Реализация концепции на местном уровне будет иметь ряд особенностей, отражающих специфику конкретных территорий. Тем самым создаются предпосылки для создания:
- муниципальных целевых программ;
- повышения результативности расходов местных бюджетов;
- выход отдельных муниципальных мероприятий на региональный и федеральный уровень с целью их включения в соответствующие централизованные и ведомственные целевые программы и подпрограммы.
Для разработки муниципальных целевых программ необходимо проведение анализа существующего социально-экономического муниципального образования, который служит необходимой предпосылкой принятия органом местного самоуправления различных оптимальных управленческих решений. Он проводится путем сопоставления фактических показателей анализируемого периода с плановыми и фактическими показателями за предшествующие годы.
Цель анализа – установление причин и факторов отклонения фактических показателей анализируемого периода от плановых и фактических показателей предшествующих лет,
выявление позитивных тенденций, которые необходимо развивать и негативных, которым необходимо противостоять; определение узких мест и диспропорций в развитии отдельных сфер муниципальной деятельности; выявление резервов роста.
С целью разработки планов анализ обычно проводится за предшествующие три года по направлениям, приведенным в табл. 4.1.
Направления анализа при разработки планов социально-экономического развития муниципального образования
Таблица 4.1
Анализируемое направление | Показатели |
Демографическая ситуация | Рождаемость, смертность, продолжительность жизни, состояние здоровья, миграция населения. |
Социальная сфера | Состояние образования, здравоохранения, культуры, науки, занятости населения, уровень преступности |
Уровень жизни населения | Среднедушевые доходы, уровень заработной платы, прожиточный минимум, потребительская корзина |
Потребительский рынок | Объем услуг торговли, общественного питания, бытового обслуживания |
Природные ресурсы территории | Наличие, возможности эффективного использования |
Экологический потенциал территории | Экологический потенциал территории: состояние природных и природно-техногенных систем; негативные воздействия: выбросы, сбросы, количество промышленных и бытовых отходов. Реализация природозащитных и природоохранных мероприятий. |
Комплекс жилищно-коммунального хозяйства | Объем услуг ЖКХ, динами цен и тарифов на услуги ЖКХ. Обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями. |
Транспорт | Качество содержания и строительство автомобильных дорог общего пользования, тарифы и динамика цен на транспортные услуги |
Финансы | Состояние бюджета, налоговый потенциал территории, финансовое положение основных градообразующих предприятий. |
Производство продукции | Отраслевая структура, общие объемы, динамика |
Инвестиции | Тенденции, условия для привлечения инвестиций. |
Текущее и среднесрочное планирование и прогнозирование в муниципальном образовании осуществляется на очередной год с разбивкой по кварталам и прогнозом на два года вперед. В нем устанавливаются конкретные задачи и показатели для системы ЖКХ, транспорта, связи, охраны общественного порядка, здравоохранения, социальной поддержки отдельных слоев населения и т.д. Муниципальные целевые программы по решению отдельных задач развития служат составляющими плана, они должны быть увязаны с объемами бюджетных ассигнований
Общие подходы к планированию социально-экономического развития муниципального образования включают: прогнозирование, текущее и стратегическое планирование. Бюджетный кодекс РФ 2004 г. предусматривает разработку перспективного финансового плана развития муниципального образования на трехлетний (среднесрочный) период, который основывается на прогнозе социально-экономического развития территории на тот же период. Такой прогноз ежегодно корректируется со сдвигом планового периода на один год вперед.
Для большинства муниципальных образований, особенно с многоотраслевым характером экономики в основу прогноза должны быть положены прогнозы и планы развития градообразующих предприятий. Именно они определяют налоговый контингент местного бюджета, занятость населения, участие предприятий в комплексном социально-экономическом развитии территории.