Лекция 12. Курс: «Муниципальное управление и территориальное планирование»

Тема 4. Управление социально-экономическим развитием муниципального образования

4.2. Условия и факторы социально-экономического развития муниципального образования.

Муниципальное образование как сложная социально-экономическая система должно одновременно обладать и нацеленностью на благоприятные изменения и устойчивостью к неблагоприятным внешним воздействиям. Текущее управление социально-экономическим состоянием муниципального образования заключаются в том, чтобы поддерживать системы жизнеобеспечения города и качество муниципальных услуг на достигнутом уровне, не допуская их ухудшение. Перспективное управление – управление развитием нацелено на повышение качества жизни населения. Управление состоянием и управление развитием две основные задачи управленческой деятельности. Обеспечение устойчивого социально-экономического развития муниципального образования предполагает последовательное  решение следующих взаимосвязанных задач.

  • Получение объективных сведений о существующей социально-экономической ситуации, сложившейся на территории муниципального образования, которые могут быть получены на основе анализа текущей социально-экономической ситуации в муниципальном образовании и анализа внешних условий развития. Эти аналитические сведения служат основой разработки программы.
  • Преступая к разработке программы, прежде всего, следует определить (выбрать) цели направления и общей стратегии дальнейшего развития.
  • Разложение общей цели развития на систему взаимосвязанных целевых программ.
  • Разработка механизма достижения целей развития.

В качестве механизмов реализации программы выступают:

  • Маркетинг территории.
  • Инвестиционная политика.
  • Градостроительное развитие территории муниципального образования.
  • Создание инфраструктуры, обеспечивающей развитие.
  • Поиск и использование кредитных ресурсов.

Анализ внутренней ситуации, т.е. текущего социально-экономического состояния муниципального образования, позволяет оценить имеющиеся ресурсы и перспективные возможности и направления развития. Анализ внешних условий развития, включая общую социально-экономическую ситуацию в стране, состояние нормативно-правовой базы, систему и подходы к управлению социально-экономическим развитием в государстве и конкретном регионе, позволяет выделит и учесть проблемы, которые могут возникнуть при разработке и реализации планов и программ развития муниципального образования.

Управление социально-экономическим развитием России регулируется Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», положения которого могут и должны быть использованы при разработке прогнозов, концепций и программ комплексного социально-экономического развития на муниципальном уровне. При этом необходимо обеспечить взаимосвязь и взаимообусловленность развития страны, отдельных регионов и муниципальных образований. Особенно важна взаимосвязь задач регионального и муниципального развития, поскольку любой хозяйственный комплекс, служащий объектом регионального планирования, располагается на территории какого-либо муниципального образования. Именно здесь протекают основные процессы социально-экономического развития. Поэтому принципы региональной политики государства, регионального планирования могут стать методологической базой для планирования социально-экономического развития муниципальных образований.

Региональное прогнозирование и планирование должно содержать экологически обоснованное размещение производственных сил, т.к. это напрямую затрагивает интересы муниципальных образований. Без разрешения противоречий между развитием производства и обеспечением экологической безопасности территорий невозможно говорить об устойчивом развитии.

Система планирования и перспективного социально-экономического развития территорий РФ в новых экономических условиях опирается на целевые программы, которые можно классифицировать по статусу, назначению, срокам, направленности и механизмам реализации.

По статусу целевые программы подразделяются на федеральные, межрегиональные и муниципальные.

По назначению различают комплексные целевые программы, обеспечивающие социально-экономическое развитие страны, региона, муниципального образования и проблемные целевые программы, обеспечивающие решение одной определенной проблемы. Среди муниципальных программ преобладают проблемные.

По срокам реализации программы делятся на краткосрочные (1 год), среднесрочные (3 – 5 лет) и долгосрочные (10 – 15 лет) целевые программы.

По направленности решаемых проблем различают социальные, экологические, экономические, научно-технические и др.

По механизму реализации различают заказные целевые программы с заранее определенными исполнителями и конкурсные, когда исполнители выбираются комиссией после утверждения программы и объема ее финансирования.

Муниципальные образования, на территориях которых реализуются мероприятия федеральных и региональных целевых программ, могут получать инвестиции из федерального и регионального бюджетов. Часть этих средств может быть направлена на развитие и реализацию муниципальных социальных программ, если они являются частью федеральных и региональных целевых программ.

В последнее время усиливается связь целевых программ с бюджетным процессом, что предполагает использование в бюджетном процессе ведомственных целевых программ. Разрабатываемая концепция предполагает замену «сметного принципа планирования бюджетных расходов» на «программно-целевой».

Основные различия между централизованными и ведомственными целевыми программами заключаются в следующем:

  • уровень утверждения (централизованные программы утверждаются высшим органом исполнительной власти соответствующего уровня, а ведомственные – соответствующим субъектом бюджетного планирования);
  • характер и значение – межотраслевые (централизованные программы) или внутриотраслевые (ведомственные программы);
  • содержание программных мероприятий (централизованные программы, как правило, включают крупные по объему работ, срокам и финансированию мероприятия, ведомственные предусматривают реализацию менее крупных мероприятий или программное объединение расходов на предоставление определенного вида услуг);
  • источник финансирования (централизованные программы финансируются непосредственно из бюджетов, а ведомственные за счет средств, выделенных бюджетами конкретным субъектам бюджетного планирования).

Таким образом, централизованные целевые программы служат инструментом экономической политики, а ведомственные – инструментом бюджетного управления (планирования, отчета, анализа) органов исполнительной власти соответствующего уровня.

Реализация концепции на местном уровне будет иметь ряд особенностей, отражающих специфику конкретных территорий. Тем самым создаются предпосылки для создания:

  • муниципальных целевых программ;
  • повышения результативности расходов местных бюджетов;
  • выход отдельных муниципальных мероприятий на региональный и федеральный уровень с целью их включения в соответствующие централизованные и ведомственные целевые программы и подпрограммы.

Для разработки муниципальных целевых программ необходимо проведение анализа существующего социально-экономического муниципального образования, который служит необходимой предпосылкой принятия органом местного самоуправления различных оптимальных управленческих решений. Он проводится путем сопоставления фактических показателей анализируемого периода с плановыми и фактическими показателями за предшествующие годы.

Цель анализа – установление причин и факторов отклонения фактических показателей анализируемого периода от плановых и фактических показателей предшествующих лет,

выявление позитивных тенденций, которые необходимо развивать и негативных, которым необходимо противостоять; определение узких мест и диспропорций в развитии отдельных сфер муниципальной деятельности; выявление резервов роста.

С целью разработки планов анализ обычно проводится за предшествующие три года по направлениям, приведенным в табл. 4.1.

Направления анализа при разработки планов социально-экономического развития муниципального образования

Таблица 4.1

Анализируемое направление Показатели
Демографическая ситуация Рождаемость, смертность, продолжительность жизни, состояние здоровья, миграция населения.
Социальная сфера Состояние образования, здравоохранения, культуры, науки, занятости населения, уровень преступности
Уровень жизни населения Среднедушевые доходы, уровень заработной платы, прожиточный минимум, потребительская корзина
Потребительский рынок Объем услуг торговли, общественного питания, бытового обслуживания
Природные ресурсы территории Наличие, возможности эффективного использования
Экологический потенциал территории Экологический потенциал территории: состояние природных и природно-техногенных систем; негативные воздействия: выбросы, сбросы, количество промышленных и бытовых отходов. Реализация природозащитных и природоохранных мероприятий.
Комплекс жилищно-коммунального хозяйства Объем услуг ЖКХ, динами цен и тарифов на услуги ЖКХ. 

Обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями.
Транспорт Качество содержания и строительство автомобильных дорог общего пользования, тарифы и динамика цен на транспортные услуги
Финансы Состояние бюджета, налоговый потенциал территории, финансовое положение основных градообразующих предприятий.
Производство продукции Отраслевая структура, общие объемы, динамика
Инвестиции Тенденции, условия для привлечения инвестиций.

 

Текущее и среднесрочное планирование и прогнозирование в муниципальном образовании осуществляется на очередной год с разбивкой по кварталам и прогнозом на два года вперед. В нем устанавливаются конкретные задачи и показатели для системы ЖКХ, транспорта, связи, охраны общественного порядка, здравоохранения, социальной поддержки отдельных слоев населения и т.д. Муниципальные целевые программы по решению отдельных задач развития служат составляющими плана, они должны быть увязаны с объемами бюджетных ассигнований

Общие подходы к планированию социально-экономического развития муниципального образования включают: прогнозирование, текущее и стратегическое планирование. Бюджетный кодекс РФ 2004 г. предусматривает разработку перспективного финансового плана развития муниципального образования на трехлетний (среднесрочный) период, который основывается на прогнозе социально-экономического развития территории на тот же период. Такой прогноз ежегодно корректируется со сдвигом планового периода на один год вперед.

Для большинства муниципальных образований, особенно с многоотраслевым характером экономики в основу прогноза должны быть положены прогнозы и планы развития градообразующих предприятий. Именно они определяют налоговый контингент местного бюджета, занятость населения, участие предприятий в комплексном социально-экономическом развитии территории.

Поделись:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки