12.12.12 «Московская перспектива» № 45 опубликовала информацию по итогам проходившего в Москве урбанистического форума. Одно из предложений/решений Московского правительства заключается в необходимости разработки «Мастер-плана как новой пространственной политики». При этом  «МП» ссылается на высказывание Марата Хуснуллина, что даже в профессиональной среде не все понимают, что же такое мастер-план. Архитектор Юрий Григорян во вступительном слове рассказывал о четырех московских мастер-планах, имея в виду генеральные планы. Марат Хуснуллин обозначил разницу: « Мастер-план – это документ, в котором все градостроительные решения уложены на экономическую основу. Ею, в свою очередь, станет стратегия экономического развития до 2025 года, которую сейчас готовит экономической блок правительства Москвы». Главный архитектор столицы Сергей Кузнецов назвал мастер-план «шарниром», который увяжет экономическую стратегию и градостроительные решения. Другими словами, переведет экономические задачи на графический язык – язык Генплана.

Марат Хуснуллин отметил проявление серьезных ошибок в существующем Генплане г. Москвы, принятом в 2010 году, (актуализация которого намечена до конца 2014 года. – «МП»).  – Население к  2025 году планировали 11,5–12 миллионов. Сегодня уже 11,6. Показатель 380 автомобилей на 1000 жителей был запланирован к 2025 году, но он уже достигнут. Нам не ответить на градостроительные вызовы только развитием транспорта. Необходимо сменить подходы.

Из это следует, что Генеральный план г. Москвы, разработанный в 2010 году опять не будет актуализирован, т.е. Градостроительный кодекс РФ, опять не будет введен в действие в полном объеме. В современной редакции часть 4 ст. 9 вводится в действие с 31 декабря 2012 года (статья 9 п. 3, часть 4 (о  резервировании земель, об изъятии …) ФЗ от 29.12.2004  № 191-ФЗ (ред. От 20.03.20011)). Поэтому застройка будет осуществляться не только «точечная», но и «ковровая» в гораздо больших масштабах. Посмотрите на Коммунарку.

Предполагается, что стратегический мастер-план будет качественнее реагировать на градостроительные вызовы. Он должен учитывать инвестиционные возможности, девелоперские планы. По словам московских градостроителей, Генплан бессмыслен без экономического каркаса. Увязывание экономического каркаса г. Москвы с инвестиционными возможностями и планами девелоперских компаний  представляется в корне не верным. Это означает подчинение застройки финансовым интересам четко обозначенной группе компаний, открытое лоббирование. В то время как основная задача  генерального плана города – это устойчивое развитие территорий — обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (ст. 1 ГК РФ).

«МП» ссылается на пример целесообразности мастер-плана, приведенного  Маратом Хуснуллиным: «На присоединенной территории в административно-деловом центре в Коммунарке планируется построить 3,5 млн кв. метров недвижимости и создать 200 тысяч рабочих мест, что потребует кардинального пересмотра транспортной инфраструктуры, строительства трех, а то и четырех линий метро. Генплан этого не учитывает».

Но такое развитие этих территорий принято в последнее время в свете присоединения «новой Москвы», из это следует очевидная необходимость подготовки комплексного генерального плана всей территории с учетом развития Московской агломерации в целом.  Подходы и методы общепризнанны и известны – это региональное планирование, которое показало положительные результаты как в отечественной, так и зарубежной практике.

Мастер-план должен обладать инструментарием для анализа экономических и социальных последствий принимаемых решений, для оценки инвестиционной привлекательности проектов. В Генплане подобных параметров нет. Когда будет готово техзадание, Москва объявит международный конкурс на разработку мастер-плана.

Мастер-план мы рассматриваем как основу и неотъемлемую часть Генерального плана, – объяснил корреспонденту «МП» главный архитектор Сергей Кузнецов. – Это публичный документ – предстоят обсуждения с экспертным сообществом и с жителями.

Мастер-план сам по себе не будет иметь статуса закона или постановления. Тем временем московские специалисты, главным образом из НИиПИ Генплана Москвы, изучают опыт мастер-планирования 14 успешных городов мира – от Ванкувера и Шанхая до Парижа и Лондона.

Руководитель стройкомплекса сообщил, что мастер-план вместе с обновленным Генеральным планом будут представлены в конце 2014 года.

На разработку Генерального плана г. Берлин, образовавшегося после соединения восточной и западной частей потребовалось более 5 лет. До его принятия градостроительная деятельность на территории объединенного Берлина не велась. Проводилось: обследование территории, инженерные изыскания, выявлялись территории развития, уплотнения застройки, составлялись социальные прогнозы, давалось экономическое обоснования рассматриваемых вариантов, велось публичное обсуждение. Справка. Берлинская стена, существовала до 1989 года. После объединения Германии в 1990 году её столицей стал воссоединённый Берлин. В 1994 году туда переехала из Бонна администрация президента,  в 1999 г. бундестаг и администрация федерального канцлера вместе с федеральными министерствами. Сегодня Берлин – столица ФРГ, мировой культурный центр, крупный европейский транспортный узел, развивающийся город.

 

Высказывания.

Глава департамента городского развития и планирования Вены Томас Мадрейтер считает, что Москва может смело перенимать венский опыт. В Вене население тоже растет на 2% в год, очень сильна маятниковая миграция из пригородов, и даже климат непростой из-за близости Альп.

В 2005 году в Вене был принят мастер-план, – рассказал австрийский эксперт.

Для особо сложных участков мы разработали местные мастер-планы и там обкатали технологию. Мы поняли, что прежде нужно учитывать социальный момент, только потом технический и логистический. Не нужно тратиться на пропаганду – надо делать конкретные, осязаемые шаги.

Руководитель департамента планирования Амстердама Тон Шаап уверен, что Москва завышает степень сложности стоящих перед ней задач.

Мы постоянно меняем наш мастер-план, – признался он. – Это требует времени, но стоит того. Главная цель градостроителей Амстердама – сухие ноги и река в узде. Потому что мы отнимаем

землю у реки, она постоянная угроза. А у вас земли больше, чем вам нужно, поэтому и планировать не особенно сложно. Но россиян пугает масштаб задачи. Некоторым она видится попыткой объять необъятное.

Возьмем незначительный, казалось бы, факт. Если электрички начнут ходить со скоростью 250 км в час, что вполне реально и может случиться очень скоро, в рамках часовой доступности окажутся Владимир, Тверь, Калуга, – предрекает декан факультета Института государственной политики и прикладных гуманитарных исследований РАНХиГС Сергей Зуев. – Тогда очень быстро и коренным образом изменится миграционная картина, структура экономики. Это должно быть в мастер-плане.

 

Поделись:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки