Лекция 8. Курс: "Муниципальное управление и территориальное планирование

Тема 3.Территориальная организация местного самоуправления

3.1. Модель территориальной организации местного самоуправления

Территориальная организация  — один из ключевых и сложных вопросов формирования системы местного самоуправления в России, связанный с выбором оптимальных размеров территории на которой должно осуществляться местное самоуправление. В Конституции РФ (ст. 131) закреплено, что местное самоуправление осуществляется в границах городских и сельских поселений, а также на иных территориях. Это означает, что преимущество отдается городским и сельским поселениям – городам, селам, деревням, поселкам то есть территориям, которые образовывались естественным путем, на которых люди селились и жили. Этот уровень наиболее приближен к земле и населению, а формирование муниципальных образований по этому принципу получила название поселенческого принципа создания муниципальных образований. Создание муниципальных образований в границах других территорий, например в районных округах, также допускается Конституцией РФ, но такие территориальные образования возникали искусственным путем по решению «сверху» для налаживания управленческих связей.

Территориальная организация местного самоуправления является одним из институтов муниципального права, который включает совокупность норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: формирование и состав территории муниципального образования, границы территории муниципального образования, порядок их установления и изменения. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ с учетом мнения населения в соответствии с требованиями федерального законодательства. Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ: в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и внутригородских территория городов федерального значения (г. Москва, г. Санкт-Петербург).

Основными признаками любого муниципального образования служат: территория и проживающее на ней население; устав муниципального образования, органы местного самоуправления, муниципальная собственность; местный бюджет. Порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ определяется законодательством субъектов РФ с учетом мнения населения.

Федеральный закон 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривал одноуровневую модель местного самоуправления. Правовое регулирование территориальных органов местного самоуправления осуществлялось преимущественно законами субъектов РФ. Это давало возможность учитывать исторические  и иные местные традиции и создавать различные модели.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ФЗ 131) 2003 г. фактически закреплена двухуровневая модель на всей территории РФ. Территория РФ разграничивается  между городскими и сельскими поселениями (один уровень), а территории муниципального района (другой уровень) составляют территории поселений за исключением территорий городских округов.

В соответствии со ст. 85 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» границы муниципальных образований утверждены по состоянию на 1 марта 2005 г. При этом допускалось утвердить границы муниципальных образований в виде картографического описания. К 1 января 2011 г. эти границы подлежат описанию и утверждению в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства. Градостроительный кодекс  РФ предусматривает разработку генеральных планов поселений, на картах-схемах которых должны быть закреплены границы муниципальных образований.

Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2005 года № 350 утверждены правила ведения Государственного реестра муниципальных образований РФ, внесению в который подлежат все муниципальные образования на территории России, уставы которых зарегистрированы в установленном порядке. Сведения, содержащиеся в Государственном реестре, являются открытыми и общедоступными, выдаются по запросу заинтересованного органа или лица в виде выписки из Государственного реестра  или справки об отсутствии запрашиваемой информации.

Территориальная схема формирования муниципальных образований РФ

Территория всех субъектов Российской Федерации разделена на территории муниципальных районов и городских округов, а территория муниципальных районов — на территории городских и сельских поселений, причем в малонаселенных местностях могут образовываться межселенные территории. В городских округах не может быть других муниципальных образований, такие муниципальные образования упразднены с 2006 года.

Территории муниципальных образований в большинстве субъектов Российской Федерации совпадают с административно-территориальным делением, при этом городскому округу соответствует город республиканского, краевого, областного, окружного значения, городскому поселению — город или поселок районного значения, сельскому поселению — сельсовет или сельский округ, но во многих регионах имеются расхождения.

Сегодня насчитывается около 89 регионов-субъектов федерации, которые поделены на территории городов, районов, поселков, станиц, уездов, сельских округов и др. жителями которых мы являемся. Количество муниципальных образований в субъектах РФ составляет около 11 582.

Поделись:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки