Лекция 20. Курс: Муниципальное управление и территориальное планирование
Тема 6. Градостроительное зонирование
6.1. Виды и состав территориальных зонЭволюцию развития городского пространства сопровождает процесс формирования функциональной структуры, составными элементами которой служат фрагменты городской территории с преобладающим типом жизнедеятельности, реализуемым человеком во времени и в пространстве. Иначе говоря, на территории города формируются функциональные зоны – оконтуренные замкнутыми кривыми линиями фрагменты территории города: жилые –места проживания населения; промышленные, в которых концентрируется основное число промышленных предприятий; рекреационные — места отдыха жителей, сосредоточения ценных природных объектов. Как правило, в центре любого города сосредоточены органы власти и управления, учреждения культуры, крупнейшие предприятия торговли, что позволяет выделить его в особую общественно-деловую зону.
Градостроительным кодексом РФ (ст.35) определено, что результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Пространственная организация функциональных зон, объединенных транспортными связями (транспортные магистрали), составляет планировочную структуру города. Транспортные связи и объекты (транспортная система горда) в совокупности с инженерными системами жизнеобеспечения (водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и др.) образуют градостроительный каркас территории, который служит основой разработки схемы функционального зонирования.
Жилая зона (селитебная территория) города предназначена для расположения жилых и общественных зданий, также зеленых насаждений различного назначения. В пределах селитебной территории не допускается располагать промышленные предприятия и другие сооружения, которые ухудшают санитарно-гигиенические и экологические условия жизни населения, а также могут привести к снижению стоимость недвижимости. Территория для размещения жилой зоны должна быть обеспечена или иметь возможность обеспечения хорошей транспортной связи с промышленными предприятиями, деловыми центрами, железнодорожными и автобусными станциями, территорией порта, рекреационной зоной отдыха. Связь селитебной территорией с основными местами трудовой деятельности населения (точками тяготения) объективно необходима и служит условием нормального развития и формирования городского пространства, а также условием высокой стоимости объектов недвижимости.
В состав жилых зон могут включаться:
- зоны застройки индивидуальными жилыми домами;
- зоны застройки малоэтажными жилыми домами;
- зоны застройки среднеэтажными жилыми домами;
- зоны застройки многоэтажными жилыми домами;
- зоны жилой застройки иных видов.
В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон также могут входить территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
Строительное зонирование селитебных территорий выполняется с учетом этажности, природных условий и зависит от размеров города. На рисунке 6.1 приведены несколько вариантов зонирования селитебных территорий в зависимости от численности населения. При проектировании селитебных территорий выделяются два основных типа жилых комплексов – жилой район и микрорайон.
В составе жилых районов площадью, как правило, от 80 до 250 га и численностью населения от 25 до 80 тыс. жителей размещаются учреждения и предприятия периодического обслуживания населения. Величина жилых районов определяется этажностью застройки и плотностью населения, спецификой планировочной структуры города, его природно-ландшафтными особенностями.
В зависимости от ситуационных условий жилой район может формироваться:
- в виде обособленного района, если он проектируется в городе с расчлененной структурой, и отрезан от других его частей естественными или искусственными преградами (рис.6.1);
- как составная часть группы жилых районов, образующих планировочный район города, как основную территориальную единицу селитебных территорий больших и крупных городов (рис.6.1 в).
Территории жилых районов, как правило, ограничиваются магистральными улицами, при формировании планировочной организации жилых районов следует концентрировать расположение обслуживающих учреждений и предприятий в общественных центрах. Озеленение жилого района должно быть связано с общей системой городских зеленых территорий, образуя природный каркас. Важной задачей территориально-пространственной организации жилых районов является разделение пешеходного и транспортного движения в их пределах, решаемое различными планировочными средствами.
В состав жилых районов входят микрорайоны, представляющие собой структурную единицу селитебной территории, на которой размещаются предприятия повседневного обслуживания населения. Площадь микрорайонов может составлять от 10 до 52 га, а численность населения 4 – 6 тыс. жителей в малых городах; 6 – 12 в средних и больших городах; до 20 тыс. человек в крупных и крупнейших городах.
Рис. 6.1. Варианты размещения селитебных территорий в городах различной величины.
А – малые года; Б – средние города; В – большие города.
Общественно-деловые зоны, как правило, служат ядрами в организационной структуре города, центрами тяготения. В них размещаются объекты здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объекты среднего профессионального и высшего профессионального образования, административные, научно-исследовательские учреждения, культовые здания, стоянки автомобильного транспорта, объекты делового, финансового назначения, иные объекты, связанные с обеспечением жизнедеятельности граждан.
В состав общественно-деловых зон могут включаться:
- зоны делового, общественного и коммерческого назначения;
- зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения;
- зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности;
- общественно-деловые зоны иных видов.
В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут входить: жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи.
В пространственной организации жилого района центральная роль принадлежит размещению общественно-торгового (коммуникативно-общественного) центра, выполняющего роль его планировочного ядра, формирующего структуру. В формировании планировочной структуры микрорайона существенна роль размещения детских учреждений и школ. Минимизация радиусов доступности чаще всего возможна при относительно равномерном их размещении по территории, это особенно важно для крупных микрорайонов (площадь от 26 до 52 га). Совместно с обслуживаемой ими жилой застройки детские учреждения (радиус доступности 300 м) образуют внутриквартальные первичные жилые группы, а школы (радиус доступности 500 м) – комплексы жилых групп.
Сеть магистралей, скорость движения транспорта и средства передвижения также во многом определяют планировочное решение жилых районов и микрорайонов. Их трассировка должна обеспечить удобные и близкие подходы к остановкам общественного транспорта, общественным центрам и зданиям, способствовать рациональной организации сети местных улиц и проездов, включая подъезды индивидуального транспорта к каждой секции жилого дома. Эти цели достигаются на основе четкой дифференциации всей номенклатуры улиц и дорог селитебной территории.
В состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться:
1) коммунальные зоны — зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли;
2) производственные зоны — зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду;
3) иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур.
Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
Промышленная зона города, на корой размещается вся совокупность промышленных предприятий научно-производственных организаций, энергетические, промышленно-транспортные и производственно-складские объекты и территории, занимаемые ими, в среднем может занимать до 20% общей площади. Промышленная зона может располагаться в одной или нескольких частях города. Промышленные предприятия служат одним из основных мест трудовой занятости населения, а промышленное производство требует для размещения территорий, наиболее удобно расположенных по отношению к подъездным путям (железнодорожным, автомобильным, речным и др.), и тем самым оказывают сильное влияние на планировочную структуру города. Размещение промышленных предприятий определяет взаимное расположение промышленных и жилых районов, транспортную структуру (направление основных магистральных улиц, систем железнодорожного и автомобильного транспорта), инженерную инфраструктуру, расположение парков, скверов, стадионов. Размещение в городе новых крупных промышленных предприятий, как правило, влечет за собой развитие существующих и создание новых жилых районов, городского транспорта, всех инженерных систем жизнеобеспечения города – водоснабжения, водоотведения, энергоснабжения, телекоммуникаций и др.
В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:
1) зоны сельскохозяйственных угодий — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);
2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться территории, предназначенные для сельскохозяйственного использования и занятые объектами сельскохозяйственного назначения; предназначенные для ведения дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
В состав зон рекреационного назначения могут входить зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
В состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий. В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Зоны специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах. В состав территориальных зон могут включаться зоны размещения военных объектов и иные зоны специального назначения.
Границы территориальных зон устанавливаются при подготовке правил землепользования и застройки с учетом:
1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;
2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;
3) территориальных зон, определенных ГК РФ;
4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;
5) планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории;
6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках.
Границы территориальных зон могут устанавливаться по:
1) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений;
2) красным линиям;
3) границам земельных участков;
4) границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований;
5) границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
6) естественным границам природных объектов;
7) иным границам.