Концепция линейной системы расселения России в 21 веке

Академик РААСН, доктор архитектуры, профессор И.Г.Лежава
Доктор архитектуры, профессор М.В.Шубенков

По прогнозам специалистов в России будет достаточно материальных ресурсов и энергии для полноценного развития экономики в двадцать первом веке. Вместе с тем, благополучие города будет в большей степени, чем теперь, зависеть от экономики района, области, страны и даже мира. Бурно развивающаяся в настоящее время сфера информации в конце века, видимо, отдаст пальму первенства экологии, генетике и медицине. В этом случае основной приоритет общества будет направлен на управление экологией города, за слежением за стоянием здоровья горожан, за совершенствованием людского генофонда, за выживаемостью человека как биовида, за проблемой рождаемости, воспитания и старения.
Городская жизнь к началу ХХII века также изменится. Это будет касаться роста общего благосостояния, скоростей и удобства передвижения, характера информационного обмена, а также изменением элементов быта россиян. Однако мы не верим в качественное преобразование жизни человека и отказ людей от реального мира в угоду виртуальным грезам. У нас нет основания считать также, что веками проверенная европейская демократическая система городского управления существенно изменится, хотя несомненно, ее информационно-прогностическая составляющая значительно усовершенствуется. В обозримом будущем люди будут также, как и теперь, любить, воспитывать детей, заботиться о близких, ночью спать, утром завтракать, будут учиться, отдыхать, развлекаться,
любоваться природой и путешествовать.Они будут жить в многокомнатных домах так же, как их предки тысячи лет назад. Будут сажать цветы, готовить пищу, греть жилье, когда холодно и охлаждать, когда жарко, горевать и радоваться жизненным коллизиям.

Люди будут стремиться к естественной природной красоте: ходить в парки, на озера, реки и морские пляжи, мечтать о дальних путешествиях и полетах на иные планеты. Они будут есть натуральные продукты, пить ключевую воду, смотреть «живые» спектакли, слушать «живую» речь и музыку. Мы убеждены, что именно эти, перечисленные выше жизненные стандарты, будут наиболее желаемы и ценимы россиянами в начале двадцать второго века.

Система расселения России в будущем

Наше исследование показывает, что любой город, в любой стране мира (и особенно в России) не есть самостоятельное образование. Город связан сотнями нитей с другими городами, с транспортной и экономической инфраструктурой страны, с ритмами потребления энергии, с ценовой политикой, с системой управления и с распределением инвестиций и субсидий. Для России всегда огромное значение имели коммуникационные системы. Учитывая огромные расстояния и северный климат (холода длятся в среднем семь месяцев в году, а существующие шоссейные дороги не всегда могут продуктивно работать в зимний период), наиболее популярными и надежными видами транспорта являются железные дороги и авиация. В наступившем столетии огромные государственные средства будут централизованно направляться на совершенствование коммуникационной системы страны (в России в настоящее время практически нет частных железнодорожных и шоссейных дорог). Наиболее существенным, в этом плане, будет создание мощных линейных транспортных коридоров или «русел расселения», как мы предполагаем их называть. Структура размещения таких транспортных коридоров активно изучается русскими экономистами и географами. Известны предложения по созданию подобных коридоров в Европе и Азии («9 кипрских транспортных коридоров»). По нашему мнению применение в России транспортных трансконтинентальных коридоров особенно эффективно.

Строительство Русел расселения в сочетании с более мелкими «капиллярными» путями транспортного сообщения позволит государству получить коммуникационную систему страны, способную осуществлять более эффективный контроль над пространствами и ресурсами России.
На земле всегда существовали транспортные коридоры. Люди селились вдоль дорог, русел рек и подножия хребтов. В России реки также были традиционными путями торговых сообщений. Вдоль рек формировались цепочки городов. Например, на реке Волге разместились наиболее развитые исторические города: Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Казань, Ульяновск, Самара, Саратов, Волгоград и Астрахань. При этом практически все крупные реки России текут с севера на юг: Днепр, Волга, Обь, Иртыш, Енисей, Ангара, Лена с Алданом и Колыма. Вдоль этих рек и складывались системы расселения , подобные Волжским. В конце XIX века, пересекая перечисленные выше речные системы, Россия построила гигантскую железнодорожную магистраль, соединяющую, фактически, два океана — Атлантический и Тихий и две цивилизации европейскую и дальневосточную. Без этой гигантской транссибирской магистрали (Транссиб) невозможно представить развитие истории России в прошлом XX веке. С ней связаны и индустриализация страны в тридцатые годы и гигантские войны середины века и промышленный взлет страны за последние пятьдесят лет.
В этой связи наша гипотеза развития транспортной инфраструктуры страны в XXI веке предполагает появление мощного коммуникационного скелета России. Это новое образование может состоять из семи русел расселения, идущих с севера на юг, главными из которых будут: Мурманск — Петербург – Москва – Ростов – Новороссийск; Архангельск – Вологда- Астрахань; Воркута – Тюмень – Омск; Норильск – Енисейск – Красноярск; Тикси – Якутск – Сковородино и, наконец, вдоль Тихого океана – Анадырь – Магадан – Советская гавань – Владивосток. Эти северо-южные русла расселения будет пересекать вновь созданная (на базе Транссиба, Байкало-Амурской магистрали и, проходящей по Китаю, КВЖД) мощная трасса расселения, условно названная нами Сибстрим. Это русло расселения пройдет вблизи Петербурга, Вологды, Вятки, Екатеринбурга, Омска, Новосибирска, Томска, Красноярска, Иркутска, Улан-Удэ, Читы, Сковородино, Хабаровска и Советской гавани с ответвлением на Владивосток и далее в Южнокорейские порты.
Выбирая город для данного исследования, мы не случайно остановились на Вологде. Очевидно, что жизнеспособность города будет определяться, среди прочего, его размещением на пересечении Сибстрима и второго русла, идущего от Архангельска до Астрахани.

Экономика русла

Именно в руслах будут сосредоточены транспортные системы (шоссейные дороги, рельсовый и струнный транспорт), пролегать магистральные трубопроводы с нефтью и газом, магистральные электросети и информационные кабели. Построение таких общероссийских коммуникационных коридоров позволит создать относительно равноценные условия использования широкой гаммы ресурсов на всей территории страны. Следует отметить, что в таком подходе к распределению ресурсов и энергии нет ничего принципиально нового. В России уже к середине прошлого века сложилась единая система энергоснабжения страны, успешно регулирующая потребление электроэнергии до настоящего времени. Однако, система транспортных русел позволит централизовать доставку не только электроэнергии, но и всех видов товаров, сырья и энергии, распределяя их по единой общероссийской сети.

Русла расселения будут обладать огромными пространственными ресурсами. Сибстрим, при десятикилометровой ширине, получит «земельный» потенциал порядка 100000 квадратных километров. Причем, поскольку русла будут проходить вблизи городов, постройка того или иного сооружения, комплекса или даже города не будут уничтожать существующие городские структуры и использовать дорогие городские земли.

Новые образования будут создаваться на руслах расселения, обладающих огромным экономическим и земельным потенциалом. Кроме продажи земли система русел расселения будет приносить значительные прибыли от транзита по ним грузов и энергии, поскольку Сибстрим станет основой международного транзита Европа – Азия. Северо-южные русла смогут также стать транзитными, если они будут продлены через Турцию, Ирак, Афганистан и Китай до портов бассейна Индийского океана.

Энергетика русла

Русские ученые считают, что основным энергетическим носителем в XXI веке останется электричество. При этом прогнозируется, что электроэнергия будет вырабатываться гидростанциями, водородными и атомными станциями, переработкой газа, нефти и угля, поскольку запасы этих ископаемых(открытых сегодня) в России весьма значительны. Определенную долю энергии могут дать и удачно расположенные ветряные станции. Иные виды энергии, как-то добыча природного и антропогенного метана, солнечная энергия, энергия приливов и т.д. могут быть весьма полезны лишь в локальных системах типа вахтенных поселков или автономном жилище. Естественно, что Вологда, как и другой любой населенный пункт в зоне действия русла, будет получать основную энергию из единой общегосударственной системы. Создавать в будущем специальную систему энергоснабжения города не будет необходимости.
Значительную роль в энергообеспечении страны будут играть, по нашему мнению, северо-южные русла расселения. На северных территориях вдоль побережья Ледовитого океана, где непрерывно дуют сильные ветры могут быть построены гигантские поля ветровых установок, собирающие ветряную энергию. В долинах рек, вдоль которых проходят эти русла могут создаваться локальные гидроэлектростанции, продолжающие традиции российской гидроэнергетики. На южных оконечностях северо-южных русел будут размещаться атомные и водородные энергостанции, расположенные в засушливых малолюдных областях юга России.
Несомненно, энергетические потребности общества будут неуклонно возрастать, во всяком случае в ближайшие сто лет, однако, этот рост может оказаться не столь значительным, поскольку параллельно наращивает темпы процесс создания сверхэкономичных способов потребления и передачи энергии на расстоянии.
Есть данные о том, что может возникнуть новый способ аккумуляции энергии в космосе с последующей ее доставкой на землю. Этот процесс может привести к полной автономии ее использования и, следовательно, к нерациональности создания общероссийских энергосистем. Однако, поскольку, такие системы пока не созданы, видимо Россия пройдет путь общегосударственных энергосистем прежде, чем наступит эра «космических аккумуляторов».

Транспорт на русле расселения.
По руслам будет двигаться непрерывный поток людей, грузов и энергии. Основным явится движение грузов, полезных ископаемых, энергии и воды. Каналами будут являться трубопроводы, различного вида транспортеры и рельсовый транспорт. Периодически в печати появляются сообщения о рациональности введения на определенных участках (например, на Транссибе) широкой (до двух метров) железнодорожной колеи для значительного увеличения ее пропускной способности. Мы считаем такое решение вполне возможным. Отметим также, что в труднодоступных местах, не связанных непосредственно с руслами расселения, возможно применение дирижабельных систем для перемещения грузов значительных по своим габаритам и весу.

Передвижение людей, предположительно, потребует четыре основных вида транспорта. Это прежде всего транснациональный авиатранспорт, который рационально использовать на расстояния свыше двух тысяч километров. Кроме того локальная авиация и иные индивидуальные услуги связи будет доставлять людей в труднодоступные районы и межрусельные зоны.
Основным «русельным» видом пассажирского транспорта, видимо, станет скоростной поезд на базе монорельса (струнного или магнитного). Его скорость будет достигать не менее 500 км в час. При этой скорости житель Вологды за сутки сможет достигнуть берега Японского моря, что составляет около 10 000 км. Сейчас это расстояние можно преодолеть не менее, чем за неделю. Однако наиболее популярным, «рельсовым», видимо будет расстояние до 2000 километров с дальнейшей пересадкой на иные, местные виды сообщения.
Рассматривая систему коммуникаций России следует отметить роль водного транспорта. До сих пор по всем крупным судоходным рекам передвигаются огромные массы грузов. Столица Якутии – город Якутск целиком зависит от летнего подвоза в него товаров по реке Лене от порта Осетрова, находящегося на БАМе (Байкало-Амурской магистрали: дублере Транссиба в восточной его части) за полторы тысячи километров. Наиболее перспективным речным транспортом, на наш взгляд, являются суда на воздушных подушках, которые могут передвигаться по водным артериям и тундре как летом, так и зимой. Вологда тоже обладает большим речным потенциалом. Через реку Вологду можно связываться с Кубенским озером, Белым озером, рекой Шексной и далее с бассейном реки Волги, а через реку Сухону с Белым морем (бассейн Северного Ледовитого океана).
В этой связи встает вопрос о северном морском пути, как важной российской артерии. По мнению российских ученых некоторое потепление климата, ожидаемое в XXI век, повлияет на протаивание паковых льдов, что сделает возможным увеличить срок судоходства по северным морям до 3-4-х месяцев в год. При этом не прогнозируется изменение зеленого покрова тундры и оттаивание зоны вечной мерзлоты. Таким образом северные порты, от которых берут начало Северно-южные русла расселения, будут подключены еще к одному транспортному коридору, объединяющему Баренцев пролив (на востоке) с городом Мурманском (на западе).

Экология русел расселения

Мы уже отмечали, что экологические проблемы станут наиболее значимы в XXI веке. Не только новое строительство станет символом будущего, но и восстановление традиционных ландшафтов, восстановление водосборных ареалов российских рек, восстановление сибирской тайги (следующей после бразильских лесов, лесной системы, дающей кислород нашей планете), а также очистка рек, озер и болот (особенно озера Байкал, загрязняемого в настоящее время целлюлозно-бумажным комбинатом, несмотря на то, что в нем сосредоточены мировые запасы питьевой воды).

Более 12% мировой биоты сосредоточены на территории России. Русла расселения в процессе поддержания экологического воспроизводства могут сыграть положительную роль. Поскольку их появление повлечет за собой, по нашему мнению, значительное перераспределение плотности населения многих регионов России. Дисперсное, рассредоточенное, хаотичное расселение людей, наблюдаемое в стране в настоящее время, может быть заменено сосредоточением значительной массы людей непосредственно в зоне влияния русел. При этом остальные территории освободится от дисперсных населенных пунктов и им можно будет вернуть первозданное природное состояние.
Процесс концентрации населения вдоль транспортных артерий уже наблюдался в России в начале прошлого века, когда был построен Транссиб. Новая железнодорожная трасса, соединяющая Европу с Тихим океаном стала притягивать к себе людские и экономические ресурсы. Стремительно разрослись города Екатеринбург, Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Чита, Благовещенск, Хабаровск и Владивосток. Множество новых городов и поселков «прилепилось» к железнодорожной трассе, «притянув» население. Люди оставляли свои дома, находившиеся вдали от трассы и переселялись ближе к железной дороге. Эта модель организации территориального управления России в условиях неблагоприятного климата, огромных территорий и дефиците населения оправдала себя в прошлом и является основной моделью для будущего устройства страны. Процесс дальнейшей консолидации России, как мы ожидаем, произойдет с появлением Сибстрима. Поскольку существенного роста российского населения в XXI века не ожидается, население, «притянутое» к руслам, освободит значительные территории, которые будут заняты «дикой» природой. Уплотнение населения вдоль русла приведет к изменению подхода к землеиспользованию.

Экстенсивная эксплуатация земель, свойственная «советскому» подходу, сменится интенсивным подходом к ее использованию. Вдоль русла возникнут лесные хозяйства, оранжерейные зоны, зерновые хозяйства и т.д. Естественно, уникальные российские черноземные зоны, зоны бахчевых, свекличных и подсолнечных культур, а также степные и лесные угодья останутся не затронутыми этим процессом. Однако, такие зоны занимают не более десяти процентов территории России.
Кроме того, с появлением русел расселения поляризуется система землепользования. Возникнет четко ограниченная, с юридически закрепленными границами территория искусственно созданных ландшафтов (в основном вдоль русел) и, как противовес им, территорий природных ландшафтов, тщательно оберегаемых законодательством. Нами более подробно это деление рассмотрено на примере Вологодской области, обладающей очень разнообразными природными и сельскохозяйственными угодьями.

Русло расселения и миллионные города

Современные многомиллионные города повсеместно переживают кризис. Это, прежде всего, транспортный кризис. Все рассуждения о том, что новые формы общения людей (телефон, видеофон, факс, интернет и т.д.) приведут к исчезновению концентраций людей в офисах и на производствах, следовательно, число автомобильных передвижений в городах уменьшится, совершенно не оправдались. В Москве за последние десять лет число машин удесятерилось. Люди, имея все современные виды связи, все равно предпочитают личные контакты и, оставляя машины у станций метро, продолжают стремиться на встречи. Если раньше они стремились на завод или в офис и время их передвижения было строго фиксировано, теперь люди активно передвигаются в любое время суток. Рестораны, клубы, уникальные музеи, театры, концертные залы, места развлечений самого разнообразного свойства: аквапарки, диснейленды, скейтингринги, дансинги – все это пользуется большой популярностью. Гигантские мегаполисы концентрируют в себе огромное число функций. Непрерывно появляются новые места притяжения людей. В их число включаются спортивные базы, учебные центры, медицинско-профилактические учреждения, фитнесклубы и т.д. По прогнозам социологов количество свободного времени у горожанина в ближайшие пятьдесят лет достигнет 50-ти часов в неделю и, следовательно, «внерабочие» формы деятельности увеличатся еще больше. Старые города к этому не приспособлены. ).
Одна из причин появления городов – возможность организации в них плотных людских контактов. Но в современном городе, в связи с транспортными проблемами, скорость этих контактов начинает резко падать. Миллионные города напоминают гигантские скрученные многослойные пружины, концентрирующие многочисленные людские ресурсы. Эти пружины спекаются в единую массу резко затрудняя столь желанные контакты. В Москве живет более 12 000 000 человек. С каждым годом время достижения контактов увеличивается. Увеличиваются также отрицательные эмоции при их достижении. Многомиллионные города России начинают плохо выполнять функции, ради которых они были созданы.
Линейные системы расселения указывают нам выход из этой ситуации. При увеличении скорости движения по магистралям до 500 км в час и упрощении системы попадания на магистраль до уровня сложности попадания в современное метро мы получим возможность формировать новый гигантский мегаполис на свободных территориях по новым технологиям не встречая сложностей, имеющихся в старых городах. «Пружина» старого города раскрутится в русло расселения. В новых условиях за 1 час, который москвич потратит в Москве для достижения объекта, расположенного от точки начала движения на расстоянии 10-15 километров, в Вологде за это же время при использовании скоростного транспорта «Русла» будет доступен Петербург с его театрами, музеями и памятниками архитектуры, великие русские озера – Онежское и Ладожское, научные центры, университеты, казино и рестораны, развлекательные комплексы, диснейленды, спортивные аттракционы и гигантские шоупоказы, удаленные от Вологды на сотни километров.
Учитывая все сказанное, русла расселения (в нашем случае это Сибстрим) может взять на себя функции гигантской линейной столицы Российского государства (при сохранении центров государственного управления в Москве). Новая столица заменит те функции, которые выполняли миллионные города России в двадцатом веке. Кроме того линейная столица будет, в отличие от старых городов, доступнее десяткам миллионов людей. С ее появлением, должно исчезнуть понятие «провинция». Поскольку Вологда непосредственно примыкает к будущей линейной столице России, он также будет являться ее полноценной составной частью, то есть будет элементом столичного региона. Это безусловно положительно скажется на его жизнеспособности и уровне комфорта его жителей.

http://1000gorodov.ru/blog/2009/koncepciya-linejnoj-sistemy-rasseleniya-rossii-v-21-veke/

http://www.ivrome.ru/2010/04/koncepciya-linejnoj-sistemy-rasseleniya-rossii-v-21-veke/

Поделись:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки