Лекция 5.  Курс:"Муниципальное управление и территориальное планирование"

Тема 2. Финансовая система муниципального образования

2.1  Экономическая основа местного самоуправления

2.1  Экономическая основа местного самоуправления

Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Местные финансы включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства [15]. Формирование и использование местных финансов основываются на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности. Права собственника в отношении местных финансов осуществляются от имени населения муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

Формирование финансово-экономической основы муниципального образования строится на следующих принципах.

1. Принцип достаточности ресурсов. Этот принцип имеет целевое значение, так как предполагает, что при разграничении полномочий ресурсы, передаваемые органам местного самоуправления, должны быть соразмерными тем задачам, которые перед этими органами поставлены. В реальности ресурсы никогда не бывают, достаточны для реализации стоящих задач и не соизмеримы с потребностями. Однако применение данного принципа необходимо, поскольку он требует выработки общих подходов и правил, определения некоторых средних показателей обеспеченности ресурсами задач, решение которых поставлено перед органами местного самоуправления.

2. Принцип ограниченности ресурсов муниципальной территории. Данный принцип предусматривает, что при распределении и использовании ресурсов следует рассчитывать только на ресурсы, которые имеются на территории муниципального образования, и, следовательно, эти ресурсы конечны. Действие данного принципа направлено на стимулирование органов местного самоуправления на максимально эффективное использование и возобновление ресурсов. Например, ограниченность территориального ресурса. Генеральный план развития территории разрабатывается с учетом перспективного использования земельного ресурса не менее чем 15 лет, и опирается на функциональное зонирование территорий. При этом использование природных ресурсов, например, открытых и подземных источников водоснабжения должно быть ориентировано на местные запасы с учетом планов развития. Земельные участки, выделенные под застройку, проданные или сданные в аренду, не могут быть обратно возвращены в муниципальную собственность без соблюдения процедур выкупа, и изменения их функционального назначения, что требует дополнительных затрат из муниципального бюджета и может стать в будущем непреодолимым препятствием развитию муниципального образования.

3. Принцип инфраструктурной целостности определяет комплексный подход к вопросу наделения органов власти ресурсами исходя из тех предметов ведения, которые определены для данного органа власти законом. Например, если ответственность за системы жизнеобеспечения города отнесены к ведению органов местного самоуправления, то и сами системы жизнеобеспечения (водоснабжение, водоотведение, системы санитарной очистки городов и др.) должны передаваться в собственность или ведение этих органов. При этом данный принцип требует максимально стремиться к завершению технологического цикла, поскольку закрепление объектов управления за разными собственниками затрудняет их эксплуатацию и распределение ответственности за работу системы в целом.

Формирование местного бюджета осуществляется путем применения единой методологии, государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в процессе осуществления бюджетного регулирования и органы местного самоуправления в процессе формирования местных бюджетов руководствуются государственными минимальными социальными стандартами, социальными нормами, нормативами минимальной бюджетной обеспеченности.

2.2. Муниципальная собственность

 

Имущество, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 Гражданского Кодекса РФ). Имущество, находящиеся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну муниципального образования. В состав муниципальной собственности может входить:

  1. Имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, установленных Федеральным законом, включая муниципальные земли и некоторые природные ресурсы.
  2. Имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления в случаях установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.
  3. Имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.

Имущество, предназначенное для коммерческого использования, должно быть передано другим собственникам.

В собственности муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) не зависимо от категории их историко-культурного значения, в случае если такие объекты необходимы для осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также в иных случаях, установленных федеральным законом. В Федеральном Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления» ст.50 проводится разграничения имущества, которое может находиться в собственности поселений, муниципальных районов и городских округов (табл.1). В муниципальной собственности городских округов могут находиться все виды имущества, приведенные в таблице 2.1, как для поселений, так и для муниципальных районов.

Объекты, которые могут находиться в собственности муниципальных образований (в таблице сохранена нумерация, используемая в Законе)

Таблица 2.1.

Поселения Муниципальные районы
1) имущество, предназначенное для электро- , тепло- , газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения; 1) имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района; 

 
2) автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог; 

 
2) автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;
3) жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;
4) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения; 

 
3) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района;
5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; 

 
5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;
6) объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров; 6) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;
7) имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;
8 ) имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
10) архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;
7) имущество библиотек поселения; 12) имущество межпоселенческих библиотек;
8 ) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; 17) имущество, предназначенное для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;
9) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 21) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
10) имущество, предназначенное для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта; 18) имущество, предназначенное для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта;
11) имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;
12) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; 

 
9) имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
13) имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения; 

 
11) имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг;
14) имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации; 13) имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;
15) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами; 14) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;
16) пруды, обводненные карьеры на территории поселения; 15) пруды, обводненные карьеры, расположенные на территориях двух и более поселений или на межселенной территории муниципального района;
18) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения; 16) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района;
19) имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 19) имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 

 
20) имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья; 20) имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья; 

 
21) имущество, предназначенное для развития малого и среднего предпринимательства в поселении, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. 

 
22) имущество, предназначенное для содействия развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципального района, в том числе для формирования и развития инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

При разграничении собственности важно учитывать, что собственность – это источник доходов, а также инфраструктура (жизнеобеспечивающая, транспортная, социальная) необходимая для осуществления определенных задач муниципальных образований. Поэтому все имущественные объекты и земельные участки (под объектами инженерной инфраструктуры, инженерными  сетями общего пользования, транспортными объектами и т.д.) должны быть закреплены за органами местного самоуправления.

Полномочия органов местного самоуправления по формированию местных бюджетов Представительные органы местного самоуправления вправе: устанавливать местные налоги и сборы и предоставлять льготы по их уплате в соответствии с федеральными законами; принимать решения об установлении или отмене местного налога и сбора, о внесении изменений в порядок его уплаты. Принятые решения подлежат официальному опубликованию не менее чем за один месяц до вступления их в силу.

Органы местного самоуправления вправе получать в местный бюджет предусмотренные законами РФ и законами субъектов РФ налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования.

Население муниципального образования может непосредственно принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан в соответствии с уставом муниципального образования. Собранные в соответствии с указанными решениями средства самообложения используются исключительно по целевому назначению. Органы местного самоуправления информируют население муниципального образования об использовании средств самообложения.

Поделись:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки