Лекция 19. Курс: Муниципальное управление и территориальное планирование

Тема 5. Управление территориальным развитием территорий

5.5. Взаимодействие органов местного самоуправления с государственными и региональными органами власти в части территориального планирования.

Анализ содержания  документов территориального планирования Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований проявляет комплексность и рациональность его организации, которые следуют из следующих положений:

1)     Наличие трех уровней публичной власти: Российская Федерация, субъекты РФ, органы местного самоуправления в муниципальных районах, поселениях, городских округах.

2)     Наличие определенной автономии, суверенитета каждого уровня публичной власти по отношению к другим, который обеспечивается наличием у каждого уровня власти своих собственных полномочий, которые не пересекаются и не дублируются.

3)     Право каждого уровня и органа публичной власти (которого он не может быть лишен) осуществлять территориальное планирование в пределах своих полномочий (обязанностей) и в границах территорий, находящихся в юрисдикции соответствующих органов публичной власти.

Это определяет необходимость реализации территориального планирования на основе подхода «взаимодействия интересов», что приводит к следующей объективной ситуации: на одной и той же локальной территории одновременно действуют или могут осуществлять территориальное планирование путем подготовки разных видов документов представители трех уровней публичной власти (рис.). При этом ни один представитель из трех уровней власти не может быть лишен своего права, поскольку это означало бы нарушение Конституции РФ. Такой подход является основой института градорегулирования, в рамках которого не возможно лишение полномочий нижестоящего уровня публичной власти в пользу вышестоящего.

При осуществлении территориального планирования муниципальных образований необходимо учитывать  документы территориального планирования Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации. В документах территориального планирования Российской Федерации и субъектов РФ определены основные направления развития страны и регионов, содержится информация о развитии Федерального транспорта, путей сообщения, обороны и безопасности государства, развития энергетики и других отраслей хозяйственной деятельности, которую необходимо учитывать при разработке генеральных планов развития территорий муниципалитетов.

Технологическая взаимосвязь процесса разработки схем территориального планирования субъектов градостроительной деятельности

Таким образом, возникает ситуация при которой на одной и той же локальной территории действуют и могут (должны) осуществлять территориальное планирование три уровня публичной власти. Это означает возможность каждого уровня власти вносить предложения по территориальному планированию применительно ко всем территориям, в том числе и такие предложения, решения по которым органы публичной власти того или иного уровня принимать не правомочны. Эти предложения они могут переадресовывать на тот уровень публичной власти, который правомочен их решать. Например, органы публичной власти в обязательном порядке обязаны учитывать решения других органов публичной власти и подготавливая собственные решения в области территориального планирования, могут переадресовывать их соответствующим органам публичной власти, не имея полномочий принимать решения в отношении:

  • земель лесного фонда, водного фонда, земель сельскохозяйственного назначения (органы местного самоуправления);
  • земель лесного фонда, водного фонда (субъекты РФ);
  • земель сельскохозяйственного назначения (Российская Федерация).

Аналогичная ситуация складывается и в отношении полномочий различных уровней власти в части планирования размещения и развития объектов только определенного типа (рис.5.5) и отсутствие этих полномочий в отношении других объектов (см. приложение 1). Субъекты РФ уполномочены планировать размещение объектов транспорта, дорог регионального значения, а органы местного самоуправления городов и городских округов уполномочены разрабатывать инженерно-транспортные схемы территорий городов и городских округов, а муниципальные районы — автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района.

Градостроительным кодексом РФ (ст. 27) введен институт совместной подготовки документов территориального планирования различными уровнями публичной власти. Такая подготовка может осуществляться по взаимному согласию соответствующих органов публичной власти, либо без него, в обязательном порядке. В обязательном порядке подготовка ДТП заинтересованным в такой совместной подготовке, направляются предложения другим органам публичной власти:

1)     о планировании размещения объектов капитального строительства регионального или местного значения на территории вне границ юрисдикции соответствующего органа публичной власти;

2)     об установлении ограничений использования территории в границах зон охраны объектов культурного наследия федерального или регионального значения.

В первом случае обращения о размещении объектов капитального строительства направляются

Во втором случае при направлении предложений органами местного самоуправления, исполнительные органы государственной власти РФ или субъекта РФ обязаны через месяц приступить к участию в процессе совместной подготовки генеральных планов поселений, городских округов в пределах административных границ которых располагаются объекты культурного наследия федерального или регионального значения.

Поделись:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • В закладки Google
  • Яндекс.Закладки